Пищеварение у человека

Пищеварение у человека

Пищеварительная система человека включает пищеварительный канал и пищеварительныеи железы. Пищеварительный канал:

Пищеварительные железы: слюнные, печень, поджелудочная.

Переваривание питательных веществ происходит с помощью ферментов:


Печень


В ротовой полости выделяется слюна, содержащая амилазу и мальтазу, а также лизоцим (антибактериальное вещество) и муцин (слизь, облегчает глотание).


В желудке выделяется желудочный сок, содержащий пепсин и липазу (желудочная липаза действует до воздействия желчи, поэтому расщепляет только заранее эмульгированные жиры, например, жиры молока). Желудок – единственный отдел пищеварительной системы с кислой средой, во всех остальных отделах среда щелочная.


В двенадцатиперстную кишку выделяются поджелудочный сок (содержит амилазу, липазу, трипсин) и желчь. В тонкой кишке завершается пищеварение (происходит окончательное переваривание веществ за счёт пристеночного пищеварения) и происходит всасывание продуктов пищеварения. Чтобы увеличить поверхность всасывания, тонкая кишка изнутри покрыта ворсинками. Аминокислоты и глюкоза всасываются в кровь, глицерин и жирные кислоты – в лимфу.


В толстом кишечнике происходит всасывание воды, а также живут бактерии (например, кишечная палочка). Бактерии питаются растительной клетчаткой (целлюлозой), поставляют человеку витамины Р и К, а также не дают размножаться в кишечнике другим, более опасным бактериям.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Ротовая полость, желудок, Кишечник, Печень


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1


ДЫХАТЕЛЬНАЯ - ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 3, 5, 8. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) часть пищеварительного канала, в котором осуществляется всасывание питательных веществ
Б) орган, вырабатывающий ферменты и гормоны
В) воронкообразный канал длиной 11-12 см
Г) орган, слизистая оболочка которого образована микроворсинками
Д) часть пищеварительного канала, в который открывается проток печени
Е) орган, в котором перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути

358338


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

1) защитную
2) механической обработки пищи
3) удаления жидких продуктов обмена
4) транспорта питательных веществ к клеткам тела
5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу
6) химического расщепления органических веществ пищи

256



ПОДПИСИ
1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пищевод
2) печень
3) толстая кишка
4) прямая кишка
5) поджелудочная железа
6) тонкая кишка

123



2. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) печень
2) ротовая полость
3) пищевод
4) поджелуджочная железа
5) толстая кишка
6) прямая кишка

124


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ
1. Установите последовательность расположения органов пищеварительной системы, начиная с толстой кишки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) глотка
2) ротовая полость
3) толстая кишка
4) тонкая кишка
5) желудок
6) пищевод

345612


2. Определите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двенадцатиперстная кишка
2) глотка
3) пищевод
4) прямая кишка
5) желудок
6) толстая кишка

235164


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ
1. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) интенсивное всасывание воды
2) набухание и частичное расщепление белков
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

32541


2. Установите последовательность процессов пищеварения
1) всасывание аминокислот и глюкозы
2) механическое измельчение пищи
3) обработка желчью и расщепление липидов
4) всасывание воды и минеральных солей
5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

25314


3. Установите последовательность изменений, происходящих с пищей в организме человека по мере прохождения её по пищеварительному каналу. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) обработка пищевого комка желчью
2) расщепление белков под действием пепсина
3) расщепление крахмала амилазой слюны
4) всасывание воды и образование каловых масс
5) всасывание продуктов расщепления в кровь

32154


4. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление мономеров в кровь и жиров в лимфу
2) расщепление крахмала до простых углеводов
3) расщепление белков до пептидов и аминокислот
4) удаление непереваренных остатков пищи из организма
5) расщепление клетчатки до глюкозы

23154


5. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поступление желчи в двенадцатиперстную кишку
2) расщепление белков под действием пепсина
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание жиров в лимфу
5) поступление каловых масс в прямую кишку

32145


6. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расщепление углеводов амилазой слюны
2) расщепление жиров липазой поджелудочной железы
3) активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот
4) эмульгирование жиров желчью
5) расщепление белков пепсином
6) расщепление клетчатки

154236


7. Установите последовательность процессов, которые проходят при переваривании белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) поступление пищевого комка в двенадцатиперстную кишку
2) всасывание аминокислот ворсинками
3) расщепление полипептидов пепсином
4) расщепление пептидов до аминокислот
5) механическое измельчение пищи зубами

53142


8. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека после поступления пищи в организм. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот и глюкозы ворсинками кишечника
2) формирование каловых масс
3) денатурация и частичное расщепление белков
4) поступление пищевого комка в желудок
5) начало расщепления крахмала

54312


СОБИРАЕМ 9:
1) окончательное всасывание воды
2) расщепление белков трипсином

2) действие лизоцима

5) действие липаз на эмульгированные жиры


РОТОВАЯ
1. Выберите три варианта ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы протекают при пищеварении в ротовой полости человека?

1) механическая и химическая обработка пищи
2) всасывание глюкозы в лимфатические сосуды
3) эмульгирование жиров
4) расщепление крахмала
5) расщепление белков
6) выделение ферментов

146


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции характерны для слюны человека?
1) разрушение клеточной стенки бактерий
2) створаживание молока
3) гидролиз амилозы
4) гидролиз белков
5) гидролиз мальтозы
6) увлажнение носовой полости

135


Установите последовательность процессов до поступления пищи в пищевод. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка
2) раздражение рецепторов корня языка
3) формирование пищевого комка
4) передача сигнала к центру глотания
5) передача сигнала к мышцам глотки
6) пережевывание пищи

632451


Установите последовательность соподчинения следующих элементов в организме человека, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пищеварительная система
2) цитоплазма
3) ротовая полость
4) вкусовая почка
5) язык
6) рецепторная клетка

264531


Экспериментатор пожевал кусочек черного хлеба в течение трех минут. Как изменятся в ротовой полости экспериментатора:
А) содержание клетчатки,
Б) содержание крахмала,
В) содержание сахарозы.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

323


В эксперименте исследователь изучал изменение питательных веществ в процессе переваривания пищи в ротовой полости человека. Как при этом изменились в образовавшемся пищевом комке у человека:
А) количество белков,
Б) количество полисахаридов,
В) количество жиров?
Всасывание питательных веществ не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

323


Экспериментатор измельчил семена гороха, добавил воды, прокипятил, остудил до температуры 37 °С и добавил слюну человека. Как после добавления слюны изменились
Экспериментатор измельчил семена гороха, добавил воды, прокипятил, остудил до температуры 37 °С и добавил слюну человека. Как изменились
А) концентрация свободных жирных кислот,
Б) концентрация свободных моносахаридов,
В) концентрация свободных аминокислот?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

313



Определите органы, обозначенными на рисунке выше цифрами. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) мягкое небо
Б) миндалины
В) малые коренные зубы

345



Какой цифрой на рисунке обозначен участок языка, в котором расположены вкусовые почки, реагирующие на сладкое?

7



Установите соответствие между характеристиками и органами ротовой полости, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) Костная стенка, которая отделяет полость рта от носовой полости.
Б) Костное образование, основой которого является дентин.
В) Участвует в формировании иммунитета.
Г) Орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью.
Д) Является частью одной из сенсорных систем.
Е) Обеспечивает механическое измельчение пищи.

123442



Установите соответствие между характеристиками и органами ротовой полости, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) Имеет хеморецепторы на поверхности.
Б) Имеет оболочку, содержащую более 90% неорганических веществ.
В) Скопления лимфоидной ткани.
Г) Расположены в области носоглотки и ротовой полости.
Д) Содержит пульпу с кровеносными сосудами и нервами.
Е) Перегородка, состоящая из костной ткани.

423321



Установите соответствие между признаками и типами зубов, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. Какой цифрой на рисунке обозначена эмаль зуба человека?
А) часть зубов вырастают во взрослом возрасте
Б) имеют максимально большую жевательную поверхность
В) обладают свойствами как клыков, так и коренных зубов
Г) предназначены для откусывания пищи
Д) на верхней челюсти представлены двумя зубами
Е) имеют конусовидную форму

113422



Установите соответствие между признаками и компонентами ротовой полости, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) самая твердая ткань в организме человека
Б) зубы, обычно имеющие три корня
В) зубы, предназначенные для разрезания пищи

714


РОТОВАЯ - ЖЕЛУДОК - ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ
Экспериментатор взял три накрахмаленных марли, на одной нарисовал круг раствором слюны, на второй - раствором желудочного сока, на третьей – раствором панкреатического сока. Через 10 минут он обработал обе марли раствором йода. Что произойдёт

А) с марлей, на которой рисовали слюной,
Б) с марлей, на которой рисовали желудочным соком,
В) с марлей, на которой рисовали панкреатическим соком?
Для каждой марли определите соответствующий характер её изменения: 1) возникнет синий рисунок на белом фоне 2) возникнет белый рисунок на синем фоне 3) марля станет равномерно синей. Цифры в ответе могут повторяться.

232


РОТОВАЯ - ЖЕЛУДОК - ТОЛСТАЯ
Установите соответствие между функциями и органами пищеварения человека: 1) ротовая полость, 2) желудок, 3) толстая кишка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) всасывание основной массы воды
Б) расщепление клетчатки
В) расщепление белков
Г) первоначальное расщепление крахмала
Д) формирование пищевого комка
Е) синтез бактериями-симбионтами витаминов группы В

332113



ПИЩЕВОД - ПЕЧЕНЬ - ТОНКИЙ
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) часть пищеварительного канала, в котором осуществляется всасывание питательных веществ
Б) трубка, стенка которой образована поперечно-полосатыми и гладкомышечными волокнами
В) орган, вырабатывающий желчь
Г) слизистая оболочка внутренней поверхности образована ворсинками
Д) участвует в превращении глюкозы в гликоген
Е) орган, располагающийся в грудной и брюшной полостях

312321



ПИЩЕВОД - ПЕЧЕНЬ - ТОНКИЙ - АППЕНДИКС
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) придаток толстой кишки, содержащий лимфоидную ткань
Б) орган, стенка которой образованна поперечно-полосатыми и гладкомышечными волокнами
В) железа, вырабатывающая желчь
Г) слизистая оболочка внутренней поверхности образована ворсинками
Д) участвует в превращении глюкозы в гликоген
Е) осуществляет избирательное всасывание питательных веществ

412323


ЖЕЛУДОК
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из утверждений верны для процессов пищеварения в желудке?

1) происходит в кислой среде
2) активен фермент пепсин
3) активен фермент амилаза
4) белки расщепляются до пептидов
5) ферменты поступают из поджелудочной железы
6) желчь эмульгирует жиры

124


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для желудка человека?
1) выработка фермента пепсина
2) наличие ворсинок в слизистой оболочке
3) выработка фермента амилазы
4) наличие гладких мышц в стенках
5) присутствие многочисленных желез в слизистой оболочке
6) соединение протоком с поджелудочной железой

145


ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЖЕЛУДОЧНЫМ СОКОМ
1. Экспериментатор измельчил семена гороха и поместил их в желудочный сок человека. Как изменились

А) концентрация пептидов,
Б) концентрация свободных моносахаридов,
В) концентрация свободных жирных кислот?
Для каждой марли определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

133


2. Экспериментатор наблюдал за изменениями состава содержимого желудка у пациента, который съел куриную котлету. Как при этом в желудке пациента изменилось
А) количество кислоты,
Б) количество пептидов,
В) количество белков?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

112


3. Экспериментатор добавил в молоко желудочный сок человека. Как через полчаса изменится количество:
А) белков молока,
Б) жиров молока,
В) углеводов молока?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

223


4. В эксперименте исследователь изучал изменение питательных веществ в процессе переваривания пищи в желудке человека. Как при этом изменились в пищевой кашице (химусе) у человека:
А) количество белков,
Б) количество жиров молока,
В) количество полисахаридов?
Всасывание питательных веществ не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

223


5. В эксперименте исследователь изучал изменение питательных веществ в процессе переваривания пищи в желудке человека. Как при этом изменились в пищевой кашице (химусе) у человека:
А) количество полипептидов,
Б) количество крахмала,
В) количество дисахаридов?
Всасывание питательных веществ не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

233


ЖЕЛУДОК - ПЕЧЕНЬ - ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ
Установите соответствие между характеристиками и органами пищеварительной системы человека: 1) желудок, 2) печень, 3) поджелудочная железа. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) вырабатывает слизь, ферменты и соляную кислоту
Б) является самой большой железой организма
В) является железой смешанной секреции
Г) выполняет барьерную функцию на пути движения крови
Д) обеспечивает начальное расщепление белков

12321



ЖЕЛУДОК - ПЕЧЕНЬ - ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ РИС.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) пищеварительный сок не содержит ферменты
Б) принимает кровь из воротной вены
В) секрет содержит липазу и амилазу
Г) осуществляет гидролиз белков пепсином
Д) направляет кислое содержимое в тонкий кишечник
Е) в островках Лангерганса синтезируется глюкагон

113223



ЖЕЛУДОК - ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ
Установите соответствие между признаками строения и органами пищеварения человека: 1) желудок, 2) поджелудочная железа

А) Орган имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную части.
Б) Стенки состоят из трёх слоёв.
В) Полый орган выстлан железистым эпителием.
Г) Слизистая оболочка имеет железы, выделяющие ферменты и кислоту.
Д) Орган имеет протоки, открывающиеся в двенадцатиперстную кишку.

21112


ЖЕЛУДОК - ТОНКАЯ
1. Установите соответствие между процессами и отделами пищеварительной системы: 1) тонкий кишечник, 2) желудок. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) расщепление пептидов до аминокислот при помощи трипсина
Б) расщепление углеводов до моносахаридов при помощи амилазы
В) расщепление белков до коротких пептидов при помощи пепсина
Г) секреция сока, содержащего соляную кислоту
Д) эмульгация липидов желчными кислотами
Е) всасывание аминокислот, глицерина, жирных кислот, глюкозы

112211


2. Установите соответствие между процессами и органами человека: 1) желудок, 2) тонкий кишечник. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) всасывание основной массы питательных веществ
Б) обезвреживание пищи от бактерий
В) денатурация и набухание белков
Г) расщепление основной массы белков, липидов, углеводов
Д) пристеночное пищеварение

21122


ЖЕЛУДОК - ТОНКАЯ - ТОЛСТАЯ
Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеварительной системы, в котором он происходит: 1) желудок, 2) тонкая кишка, 3) толстая кишка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) Происходит окончательное расщепление жиров.
Б) Начинается переваривание белков.
В) Происходит расщепление клетчатки.
Г) Пищевая масса обрабатывается желчью и поджелудочным соком.
Д) Происходит интенсивное всасывание питательных веществ.

21322


ТРИПСИН
Экспериментатор добавил в подкисленный раствор трипсина инсулин, гликоген и подсолнечное масло. Как изменились в растворе

А) количество аминокислот,
Б) количество моносахаров,
В) количество жирных кислот?
Для каждой марли определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

333


ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ - ПЕЧЕНЬ - ТОНКАЯ
Установите соответствие между функциями и органами пищеварительной системы человека: 1) печень, 2) поджелудочная железа, 3) тонкая кишка. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) осуществление пристеночного пищеварения
Б) выработка желчи
В) выделение ферментов по протокам в двенадцатиперстную кишку
Г) всасывание аминокислот в кровь
Д) поступление жиров в лимфу

31233



ПЕЧЕНЬ - ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ - ТОЛСТАЯ
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 4, 7, 6. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) расщепление целлюлозы
Б) активное всасывание воды
В) эмульгирование жиров
Г) железа смешанной секреции
Д) выделение панкреатического сока
Е) запасание гликогена

664774


ЖЕЛЧЬ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет желчь?

1) обеспечивает барьерную функцию
2) активизирует ферменты панкреатического сока
3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами
4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки
5) стимулирует перистальтику кишечника
6) обеспечивает всасывание воды

235


2. Выберите три варианта. Какова роль желчи в пищеварении?
1) разрушает клетки крови
2) переваривает углеводы
3) разбивает жиры на мелкие капельки
4) усиливает сокращение стенок кишечника
5) активизирует ферменты поджелудочного сока
6) переваривает белки

345


ТОНКИЙ КИШЕЧНИК
1. Выберите три варианта. Какие особенности характерны для строения и функций тонкого кишечника человека?

1) обеспечивает всасывание питательных веществ
2) выполняет барьерную роль
3) слизистая оболочка не имеет выростов - ворсинок
4) включает в состав двенадцатиперстную кишку
5) выделяет желчь
6) обеспечивает пристеночное пищеварение

146


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для тонкой кишки человека?
1) самая длинная часть пищеварительной трубки
2) включает двенадцатиперстную кишку
3) происходит всасывание основной массы питательных веществ
4) происходит основное всасывание воды
5) расщепляется клетчатка
6) формируются каловые массы

123


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В тонком кишечнике человека происходят процессы.
1) выработка поджелудочного сока
2) всасывание воды
3) всасывание глюкозы
4) расщепление клетчатки
5) расщепление белков
6) всасывание через ворсинки

356


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В тонком кишечнике у человека
1) соляная кислота и ферменты расщепляют белки
2) происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу
3) завершается расщепление углеводов и белков до растворимых в воде органических веществ
4) начинается расщепление углеводов
5) происходит механическая обработка пищи
6) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты

236


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из утверждений верны для описания пищеварения в тонком кишечнике?
1) липаза поступает из печени
2) пищеварение происходит в слабощелочной среде
3) пептиды расщепляются до аминокислот
4) активен фермент пепсин
5) расщепляется клетчатка
6) активна панкреатическая амилаза

236


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие вещества расщепляются в тонком кишечнике?
1) целлюлоза
2) хитин
3) крахмал
4) короткие пептиды
5) жиры
6) глюкоза

345


ТОНКИЙ КРОМЕ
Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания процессов пищеварения в тонкой кишке. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эмульгирование жиров
2) пристеночное пищеварение
3) всасывание белков
4) всасывание глюкозы
5) сбраживание клетчатки

35


Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Для каждой буквы выберите термин из списка. «Всасывание питательных веществ происходит в (А), которые расположены в (Б). Поверхность каждой ворсинки покрыта (В), под которыми расположены кровеносные сосуды и (Г). В кровеносные сосуды поступают продукты расщепления крахмала (Д) и белков (Е). Продукты расщепления жиров превращаются в клетках эпителия ворсинок в жиры, характерные для данного организма.»
1) ворсинки
2) глюкоза
3) многослойный эпителий
4) толстая кишка
5) аминокислоты
6) лимфатический сосуд
7) однослойный эпителий
8) тонкая кишка

187625


ТОНКИЙ - ТОЛСТЫЙ
1. Установите соответствие между особенностями и отделами кишечника человека: 1) тонкий, 2) толстый. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) имеются бактерии, которые синтезируют витамины
Б) происходит всасывание питательных веществ
В) перевариваются все группы пищевых веществ
Г) осуществляется движение непереваренных остатков пищи
Д) длина составляет 5-6 м
Е) слизистая оболочка образует ворсинки

211211


2. Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника: 1) тонкий, 2) толстый. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) всасывание основной массы воды
Б) интенсивное всасывание глюкозы и аминокислот
В) расщепление клетчатки с участием бактерий
Г) эмульгирование жиров с участием желчи
Д) формирование каловых масс

21212


3. Установите соответствие между этапом процесса пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он происходит: 1) толстая кишка, 2) тонкая кишка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) всасывание жиров ворсинками кишечника
Б) всасывание большей части питательных веществ
В) пристеночное пищеварение
Г) бактериальное расщепление белков
Д) расщепление клетчатки
Е) всасывание основной части воды

222111


4. Установите соответствие между характеристиками и отделами пищеварительного тракта человека: 1) тонкая кишка, 2) толстая кишка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включает в себя двенадцатиперстную кишку
Б) включает в себя слепую кишку
В) имеет отверстия для протоков печени и поджелудочной железы
Г) содержит микрофлору, сбраживающую клетчатку
Д) обеспечивает основное всасывание органических веществ
Е) имеет многочисленные ворсинки

121211


ТОЛСТЫЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых особенностей строения и функций характерны для толстой кишки человека?

1) расщепление клетчатки
2) всасывание аминокислот и глицерина
3) наличие червеобразного отростка — аппендикса
4) наличие в слизистой оболочке многочисленных ворсинок
5) всасывание воды
6) наличие двенадцатиперстной кишки

135


ТОЛСТЫЙ МИКРОФЛОРА
Выберите три варианта. Какую положительную роль играет микрофлора толстого кишечника в организме человека?

1) активизирует ферменты кишечного сока
2) синтезирует витамины
3) участвует в переваривании клетчатки
4) разрушает клетки крови
5) тормозит развитие гнилостных бактерий
6) усиливает сокращение стенок кишечника

235


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отдел толстого кишечника и его микрофлора обеспечивают
1) активацию ферментов поджелудочной железы
2) синтез витаминов Е, К и группы В и других биологически активных веществ
3) расщепление белков, жиров и углеводов
4) всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот в кровь или лимфу
5) поддержание водного и минерального баланса в организме
6) иммунную и конкурентную защиту от патогенных микробов

256


Таблица
Проанализируйте таблицу «Процессы в ЖКТ». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) 1,5-2
2) 4,5-5,5
3) 7,5-8,5
4) пептиды, жиры, углеводы
5) пептиды, мальтоза, глюкоза
6) ротовая полость
7) слепая кишка
8) поджелудочная железа

164


Таблица
Проанализируйте таблицу «Расщепление органических веществ в тонком кишечнике у млекопитающих». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) сахароза
2) глюкоза
3) лигаза
4) нуклеиновые кислоты
5) трипсин
6) жиры
7) целлюлоза
8) фруктоза

652


Таблица
Проанализируйте таблицу «Пищеварение в тонком кишечнике человека». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) трипсин
2) целлюлоза
3) глицерин и высшие карбоновые кислоты
4) каталаза
5) птиалин
6) нуклеиновые кислоты
7) крахмал
8) нуклеотиды

713


Таблица
Проанализируйте таблицу “Органы пищеварения взрослого человека”. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) нейтральная
2) лизоцим
3) желудок
4) пищевод
5) толстый кишечник
6) липаза
7) слабощелочная
8) кислая

367



Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) орган, в котором вырабатывается трипсиноген
Б) орган, в котором вырабатываются жиры из глицерина и жирных кислот
В) орган, в котором вырабатывается протромбин

532



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1-9. Запишите цифры 1-9 в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) орган, в котором начинается расщепление белков
Б) орган с хорошо выраженной мышечной стенкой
В) орган, вырабатывающий инсулин

223



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1-9. Запишите цифры 1-9 в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) полый орган, имеющий в стенке три слоя гладких мышц
Б) орган, внутренняя поверхность которого покрыта ворсинками
В) орган, служащий резервуаром для бактерий

298


СОБИРАЕМ
орган, вырабатывающий белок лизоцим

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие органы расположены в брюшной полости человека?
1) желчный пузырь
2) щитовидная железа
3) тимус
4) пищевод
5) желудок
6) селезенка

156


Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищеварение в кишечнике человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. (2) Она вырабатывает ферменты и гормоны. (3) Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (4) Гормон инсулин понижает содержание глюкозы в крови. (5) Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (6) Под влиянием одних ферментов завершается расщепление белков, под влиянием других расщепляются углеводы до гликогена, под влиянием третьих жиры распадаются на глицерин и жирные кислоты. (7) В тонком кишечнике человека не только переваривается пища, но и все образовавшиеся вещества всасываются непосредственно в кровь.

367


Найдите три ошибки в приведенном тесте «Пищеварение». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. (1) В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. (2) Слюна содержит ферменты и антибактериальное вещество – лизоцим. (3) Ферменты слюны амилаза и мальтаза расщепляют белки до аминокислот. (4) Пища из ротовой полости по пищеводу поступает в желудок, где подвергается дальнейшей химической обработке. (5) Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока, способствует расщеплению липидов. (6) Движение пищевой кашицы происходит благодаря сокращению и расслаблению мышц стенок кишечника. (7) Всасывание воды и основной массы питательных веществ происходит в толстой кишке.

357



© Д.В.Поздняков, 2009-2020