Доказательства эволюции

Доказательства эволюции

Сравнительно-анатомические
(сравнительно-морфологические)

Рудименты – органы, которые были хорошо развиты у эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита – кости таза. У человека:


Атавизмы – органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за мутации или нарушения развития достигли крупного размера. У человека – волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы – это уродства, а рудименты есть у всех.

Аналогичные органы (см. здесь) свидетельствуют о том, что разные организмы в ходе эволюции одинаково приспосабливаются к одинаковым условиям среды.

Гомологичные органы (см. здесь) являются прямым доказательством эволюции: сходство плана строения внешне различных органов свидетельствует о том, что они возникли из одного исходного органа.

Эмбриологические

1) В эмбриональном (зародышевом) развитии организмы имеют признаки своих эволюционных предков. Например,


2) Закон зародышевого сходства (Бэр): «В онтогенезе сначала выявляются признаки высших таксономических категорий, затем низших». (Например, в онтогенезе курицы сначала проявляются черты типа хордовых, затем подтипа позвоночных, затем класса птиц и т.п.)


3) Биогенетический закон (Мюллер-Геккель): «Онтогенез (индивидуальное развитие) организма есть краткое повторение его филогенеза (эволюционного развития)».

Палеонтологические

1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).


2) Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.


3) Переходные формы (имеют признаки более эволюционно старых и более эволюционно молодых групп):

Биогеографические

Флора и фауна вулканических островов


Флора и фауна островов, отколовшихся от материка, очень похожа на ФФ материка; чем раньше произошло отделение – тем больше отличия.

Эндемики – виды, встречающиеся только на определенной территории. Много эндемиков имеют территории, которые были долго изолированы от других (Австралия, Мадагаскар).

Реликты – эндемичные виды, обладающие «древними» признаками, характерными для вымерших групп организмов (гаттерия, латимерия, гингко).

Биохимические

Все живые организмы на Земле состоят в основном из белков; наследственная информация закодирована в нуклеиновых кислотах, одинаково происходят процессы репликации, транскрипции, трансляции, гликолиза и т.п. Всё это свидетельствует о единстве органического мира.

Генетические (цитогенетические,
молекулярно-генетические)

Основаны на изучении геномов, нуклеотидных последовательностей и белков различных организмов. Показывают сходство генов даже у совершенно неродственных организмов.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

РУДИМЕНТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят

1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

123


РУДИМЕНТЫ - АТАВИЗМЫ
1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

12122


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

11221


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

211221


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

111221


5. Установите соответствие между структурами организмов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы у птиц
Б) третье веко у человека
В) появление шерсти у китообразных
Г) хвост у человека
Д) тазовый пояс у змей
Е) закладка зубов мудрости в эмбриогенезе человека

212211


6. Установите соответствие между структурами организмов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) копчик
Б) оформленная трехпалая конечность у лошади
В) густой волосяной покров у младенца
Г) зубы у голубя
Д) нефункциональные ушные мышцы у человека
Е) остаток пояса задних конечностей у питонов

122211


7. Установите соответствие между структурами организмов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) недоразвитые второй и четвёртый пальцы в конечности у лошади

Б) конечности с фалангами пальцев у змей
В) листовидные чешуи на подземном корневище купены
Г) глаза крота
Д) жабры во взрослом состоянии у прудовой лягушки 
Е) развитые зубы у синего кита 

121122


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Существует связь между онтогенезом и историческим развитием вида - филогенезом. (2) У представителей близких систематических групп проявляется сходство в строении и функциях многих систем органов. (3) Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза». (4) Повторение признаков объясняется тем, что на разных стадиях развития зародыша включаются сохранившиеся гены далеких предков. (5) В пользу эволюции свидетельствуют рудименты, органы, утратившие свое значение для вида. (6) К рудиментам относят наличие копчиковых позвонков, волосяной покров на конечностях человека.

134


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны эмбриологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Тело зародыша хордовых делится на головной, туловищный, хвостовой отделы. (2) У зародыша закладываются жаберные щели. (3) Развитие эмбриона проходит стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. (4) У человека присутствуют рудиментарные органы. (5) Клетки эмбриона человека имеют 46 хромосом.

123


3. Выберите из текста «Доказательства эволюции» три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) На ранних стадиях развития зародыши разных классов одного типа имеют сходное строение. (2) Особи одного класса животных сходны по внутреннему и внешнему строению. (3) В соответствии с биогенетическим законом «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». (4) У всех многоклеточных тканевых животных онтогенез начинается с дробления зиготы с формированием бластулы, гаструлы, нейрулы. (5) Наличие у животных рудиментов и атавизмов служит свидетельствами эволюции видов. (6) К рудиментам человека относят наличие копчиковых позвонков, волосяного покрова, зубов мудрости. (7) К атавизмам человека относят густой волосяной покров на всем теле, многососковость.

134


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?
1) закладка у зародыша жаберных щелей
2) наличие в клетках тела эмбриона человека 46 хромосом
3) развитие у зародыша хвостового отдела
4) наличие гомологичных органов
5) развитие рудиментарных органов
6) деление тела на головной, туловищный, хвостовой отделы

136


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТ.-АНАТОМ.
1. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют: 1) эмбриологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) онтогенез шимпанзе начинается с зиготы
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы
В) рудименты тазового пояса кита и конечностей питона
Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего
Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

12211


2. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рудименты третьего века у человека
Б) закладка жаберных карманов у зародыша человека
В) гомологичные органы – крыло птицы и ласта кита
Г) образование вторичного рта в стадии развития хордового животного
Д) начало онтогенеза с зиготы
Е) единый план строения конечностей позвоночных животных

121221


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТ.-АНАТОМ. - БИОХИМИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) морфологические, 2) молекулярные, 3) эмбриологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) универсальность генетического кода
Б) сходство зародышей хордовых на ранних этапах развития
В) рудименты
Г) гомологичные органы
Д) атавизмы

23111


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и группой доказательств эволюции животных: 1) палеонтологические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) окаменелости моллюсков
Б) скелетные останки мамонта
В) жаберные щели у хордовых
Г) личинка насекомого в янтаре
Д) нервная трубка у рыб
Е) хорда у позвоночных

112122


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТ.АНАТОМ
1. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические, 3) эмбриологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) наличие жаберных щелей у зародышей хордовых животных
Б) аппендикс у человека
В) останки зверозубых ящеров
Г) рудименты тазового пояса кита
Д) стадии бластулы, гаструлы, нейрулы в развитии многоклеточных животных
Е) филогенетический ряд слонов

312132


2. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: 1) сравнительно-анатомический, 2) эмбриологический, 3) палеонтологический. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля
Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития
В) рудимент тазового пояса питона
Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека
Д) филогенетический ряд моллюсков
Е) окаменелость белемнита

321133


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) биогеографические, 2) эмбриологические, 3) палеонтологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) островная флора и фауна
Б) зародышевое сходство хордовых
В) биогенетический закон
Г) переходные формы
Д) распределение флоры и фауны по зонам

12231


ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ - ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - БИОХИМИЧЕСКИЕ
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) палеонтологические, 2) эмбриологические, 3) молекулярно-генетические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) Идентичность 2-ой хромосомы человека двум отдельным хромосомам шимпанзе свидетельствует о наличии общего предка.
Б) Родство кольчатых червей и моллюсков подтверждается сходством их личинок.
В) Развитие у зародышей змей зачатков конечностей свидетельствует об их происхождении от четвероногих рептилий.
Г) По количеству нуклеотидных различий в геномах двух видов вьюрков определяют время их дивергенции.
Д) Изучение скелетов австралопитеков позволяет проследить появление прямохождения.
Е) Окаменелости динозавров демонстрируют последовательность этапов появления птиц.

322311


ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические доказательства эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) История развития органического мира на Земле сохранилась в виде ископаемых остатков. (2) Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу. (3) Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. (4) Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов. (5) Обнаружены переходные формы от водорослей к высшим растениям - это псилофиты. (6) В царстве животных восстановлена эволюция многих групп, составлены филогенетические ряды.

156


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны палеонтологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Переходные формы – это организмы, сочетающие признаки и древних, и молодых групп крупных систематических таксонов. (2) Риниофиты были первыми наземными растениями. (3) В.О.Ковалевский создал филогенетический ряд лошади и доказал постепенность процесса эволюции. (4) Сопоставляя флору и фауну различных континентов, ученые восстанавливают ход эволюции. (5) В озере Байкал обитает много эндемичных видов.

123


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры палеонтологических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Анализируя геномы современного человека и неандертальцев, учёные смогли подтвердить наличие у европейских людей неандертальских генов. (2) Первый опознанный экземпляр неандертальца был найден учёными в 1856 году в Германии в долине Неандер. (3) С тех пор было найдено множество скелетов промежуточных форм между древними антропоидами и человеком. (4) Несмотря на то что гипотеза происхождения Человека разумного от Человека неандертальского была опровергнута, учёные всё же смогли выстроить правдоподобный филогенетический ряд, начиная с Человека прямоходящего. (5) Представление о принадлежности всех современных людей к одному виду на данный момент не вызывает сомнения у учёных. (6) В пользу этого говорит сходство кариотипов у представителей разных рас, формирование одинаковых рудиментов и атавизмов, способность скрещиваться друг с другом.

234


По каким признакам археоптерикс относится к классу Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тело покрыто перьями
2) На передних конечностях 3 пальца с когтями
3) На задних конечностях удлиненная кость – цевка
4) На ногах 4 пальца (3 вперед направлены, один назад)
5) На челюстях зубы
6) Небольшая грудина без киля

134


ВТОРОЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенностями залегания палеонтологических остатков, служащих доказательствами эволюции живой природы, являются:

1) более древние и глубокие геологические слои имеют большее разнообразие ископаемых остатков
2) более молодые геологические пласты имеют более сложные по строению ископаемые виды
3) ископаемые в соседних пластах имеют больше сходств, чем разделенные множеством пластов
4) ископаемые формы, образующие филогенетические ряды, обнаруживаются всегда в пределах одного пласта
5) более древние геологические пласты имеют наименее сходные с современными видами ископаемые формы
6) более молодые геологические пласты имеют больше переходных форм

235


ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ - СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ
1. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические

А) переходные формы
Б) гомологичные органы
В) рудименты
Г) единый план строения органов
Д) окаменелости
Е) атавизмы

122212


2. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические
А) филогенетический ряд лошади
Б) наличие копчика в скелете человека
В) перо птицы и чешуя ящерицы
Г) отпечатки археоптерикса
Д) многососковость у человека

21121


3. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крыло птицы и крыло бабочки
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у шимпанзе
Д) аппендикс у человека

21122


4. Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека

21122


5. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) останки зверозубого ящера
Б) отпечатки археоптерикса на породах
В) наличие хвоста у человека
Г) филогенетический ряд лошади
Д) филогенетический ряд слона
Е) многососковость у человека

112112


6. Установите соответствие между доказательствами эволюции и науками: 1) палеонтология, 2) сравнительная морфология. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формы тела кита и акулы
Б) окаменелости папоротников
В) останки динозавров
Г) гомологичные органы лягушки и варана
Д) филогенетический ряд лошади
Е) редуцированный околоцветник у ивы

211212


7. Установите соответствие между доказательствами эволюции и науками: 1) палеонтология, 2) сравнительная морфология. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обильное оволоснение тела человека
Б) отпечатки листьев папоротника на каменном угле
В) ископаемые переходные формы
Г) ласты дельфина и плавники рыбы
Д) редуцированные тазовые кости у кита
Е) филогенетический ряд слонов

211221


8. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) уменьшение количества пальцев в филогенетическом ряде лошади
Б) слабое развитие слепой кишки у всеядных животных по сравнению с растительноядными
В) сложное строение позвонков у стегоцефалов
Г) единый план строения пятипалой конечности у наземных позвоночных
Д) большой размах крыльев у каменноугольных стрекоз
Е) наличие рудиментов тазовых костей у китообразных

121212


================================
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы исследования используют для изучения эволюционных процессов?

1) гибридологический
2) физиологический
3) палеонтологический
4) сравнительно-анатомический
5) полиплоидизации

34


Найдите три ошибки в приведённом тексте «Доказательства эволюции». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. (1) Биогенетический закон (закон Геккеля-Мюллера) относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции живой природы. (2) В соответствии с этим законом индивидуальное развитие организма является кратким повторением филогенеза. (3) Филогенетический ряд предковых форм современной лошади относят к эмбриологическим доказательствам эволюции. (4) Изменения в строении конечностей и тела предков современной лошади сохранились как адаптации к условиям жизни на открытых пространствах. (5) У лошадей произошло уменьшение количества пальцев и удлинение конечностей. (6) Рудименты и атавизмы у взрослого человека относятся к биогеографическим доказательствам эволюции. (7) У человека имеется большое число рудиментов.

136



© Д.В.Поздняков, 2009-2020