Борьба за существование и естественный отбор

Борьба за существование и естественный отбор

Борьба за существование

Определение: совокупность взаимоотношений организма с другими организмами и с окружающей средой.

Причина:
несоответствие неограниченных возможностей размножения и ограниченных ресурсов для жизни (организмов рождается очень много, для них всех не хватает пищи и территории).


Формы:

Внутривидовая и межвидовая могут быть прямыми (непосредственное столкновение) или косвенными (конкуренция за одни и те же ресурсы). Самой ожесточенной является внутривидовая косвенная.

 

Следствие: естественный отбор.

Естественный отбор

Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.
Естественный отбор – это главный, ведущий, направляющий фактор эволюции.
Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).

Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.

Причина:
борьба за существование.
Материал: наследственная изменчивость

Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.

Следствия: см. «результаты эволюции».


Формы:


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Адаптации (приспособленность)

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Таблица
Проанализируйте таблицу «Борьба за существование». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.

1) борьба с условиями окружающей среды
2) ограниченность природных ресурсов
3) борьба с неблагоприятными условиями
4) различные экологические критерии вида
5) морские чайки в колониях
6) самцы в брачный период
7) береза и трутовик
8) необходимость выбора полового партнера

521


ВНУТРИВИДОВАЯ КРОМЕ
Выберите два предложения, в которых указаны процессы, НЕ относящиеся к внутривидовой борьбе за существование. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Состязание между волками одной популяции за добычу
2) Борьба за пищу между серой и черной крысами
3) Уничтожение молодняка при избыточной численности популяции
4) Борьба за главенство в стае волков
5) Редукция листьев у некоторых растений пустыни

25


ВНУТРИВИДОВАЯ - МЕЖВИДОВАЯ
1. Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая

А) состязание между особями популяции за территорию
Б) использование одного вида другим
В) соперничество между особями за самку
Г) вытеснение чёрной крысы серой крысой
Д) хищничество

12122


2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и формой, к которой эта борьба относится: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) определение гнездовых участков в лесу клестами
Б) использование бычьим цепнем крупного рогатого скота как места обитания
В) соперничество между самцами за доминирование
Г) вытеснение черной крысы серой крысой
Д) охота лисицы на мышей-полевок

12122


3. Установите соответствие между примерами и видами борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вытеснение черной крысы серой крысой
Б) поведение самцов лосей в брачный период
В) охота лисицы на мышей
Г) рост одновозрастных проростков свеклы на одной грядке
Д) поведение кукушонка в гнезде другой птицы
Е) соперничество львов в одном прайде

212121


4. Установите соответствие между процессами, происходящими в природе, и формами борьбы за существование: 1) межвидовая, 2) внутривидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мечение территории самцом полевой мыши
Б) токование самцов глухарей в лесу
В) угнетение всходов культурных растений сорняками
Г) конкуренция за свет между елями в лесу
Д) хищничество
Е) вытеснение черного таракана рыжим

221211


5. Установите соответствие между примерами и формами борьбы за существование, которые этими примерами иллюстрируются: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) «турнирные бои» северных оленей
Б) произрастание растений моркови на одной грядке
В) произрастание берёз и сосен в смешанном лесу
Г) обитание нескольких самцов львов в одном прайде
Д) обитание на одном картофельном поле личинок и взрослых особей колорадских жуков
Е) обитание ласки в норах грызунов

112112


МЕЖВИДОВАЯ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей географического видообразования. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Одной из движущих сил эволюции является борьба за существование. (2) В качестве примера борьбы можно назвать конкуренцию особей за самку или за социальный статус. (3) При сильном сокращении пищевых ресурсов иногда у животных наблюдается каннибализм. (4) Борьба за пищу становится особенно жёсткой, если у видов перекрываются экологические ниши. (5) Отношения типа хищник–жертва или паразит–хозяин также являются примером борьбы за существование. (6) Часто такие отношения, в основе которых лежит «гонка вооружений», приводят к коэволюции взаимодействующих организмов.

456


ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции

1) Источник эволюционного материала
2) Обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) Объектом является фенотип особи
4) Обеспечивает селекцию генотипов
5) Фактор направленного действия
6) Фактор случайного действия

345


ДВИЖУЩИЙ
1. Выберите три варианта. Какие признаки характеризуют движущий отбор?

1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции

234


2. Выберите три признака, характеризующие движущую форму естественного отбора
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками

126


СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
1. Выберите три варианта. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонениями от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особей с новыми фенотипами

134


График
Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристике стабилизирующего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.
1) отбор особей со средним значением признака в популяции
2) сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания
3) отбор в пользу гетерозигот
4) отбор особей с полезными признаками в новых изменившихся условиях среды
5) отбор приводит к полиморфизму в популяции

12


СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры действия стабилизирующего отбора. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Самцы павлинов со слишком длинными хвостами часто становятся жертвами хищников, а со слишком короткими – оставляют мало потомства, так как непривлекательны для самок. (2) Попугаи ара с мутациями, приводящими к дефектам строения клюва, не могут нормально кормиться и погибают. (3) При неправильном кормлении у волнистых попугайчиков, содержащихся в неволе, клюв может становиться мягким и искривленным. (4) Вороны-альбиносы заметнее для хищников и проигрывают в половом отборе птицам со стандартной черно-серой окраской. (5) У кур толщина скорлупы яиц зависит от минерального питания: при нехватке кальция в рационе самки скорлупа истончается. (6) При скрещивании желтых канареек с венесуэльским чижом были получены межвидовые декоративные гибриды с красным оперением.

124


РАЗРЫВАЮЩИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания разрывающей (дизруптивной) формы естественного отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Два вида кишечной палочки сформировались из одной исходной культуры в результате специализации на питании разными сахарами. (2) В постоянно изменяющихся условиях среды норма реакции признаков постепенно смещается, внешний облик организмов изменяется. (3) При длительном летнем покосе полей сформировались весенняя и осенняя расы растений погремка. (4) Наутилуса и гаттерию, относящихся к группам, другие представители которых полностью вымерли, называют живыми ископаемыми. (5) В результате интенсивного вылова арктической белой рыбы после схода льда летом большинство представителей перешло к нересту ранней весной или поздней осенью. (6) Виды глубоководных раковинных моллюсков морфологически слабо отличаются от близких к ним видов из палеонтологической летописи.

135


ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: 1) движущая, 2) стабилизирующая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков

21112


2. Сопоставьте характеристики и формы естественного отбора: 1) Движущий, 2) Стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов

222111


3. Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в изменяющихся условиях среды
Б) действует в постоянных условиях среды
В) направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака
Г) приводит к сдвигу среднего значения признака в популяции
Д) под его действием может происходить как усиление признака, так и ослабление

12211


4. Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует приспособления к новым условиям среды
Б) ведет к образованию новых видов
В) сохраняет среднюю норму признака
Г) выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков
Д) увеличивает гетерозиготность популяции

22112


5. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проявление в постоянных условиях жизни
Б) гибель особей с новыми признаками
В) сохранение особей с новыми мутациями
Г) сохранение особей с ароморфным признаком
Д) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции

11221


ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора, которые этими примерами иллюстрируются: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) возрастание в промышленных районах числа тёмных бабочек по сравнению со светлыми
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам
В) сохранение до настоящего времени пресмыкающегося гаттерии, обитающего в Новой Зеландии
Г) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
Д) у млекопитающих смертность новорождённых со средним весом меньше, чем с очень низким или с очень высоким
Е) гибель крылатых предков и сохранение насекомых с редуцированными крыльями на островах с сильными ветрами

112121


2. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.
Б) Сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян.
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.

12112


3. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гибель животных-альбиносов в дикой природе
Б) формирование меланистической окраски у березовых пядениц
В) неопыление цветков в слишком мелких и крупных соцветиях клевера
Г) удлинение ушной раковины у пустынных видов тушканчиков
Д) утрата конечностей у предков змей
Е) гибель эмбрионов млекопитающих с нарушенным числом позвонков

212112


ДВИЖУЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) разрывающий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) длинная шея у жирафа
Б) белые и оранжевые крылья у бабочек-желтушек
В) различные формы клюва вьюрков
Г) наличие ранне- и позднецветущих форм погремка
Д) увеличение числа светлых бабочек в березовом лесу
Е) увеличение среднего роста человека из поколения в поколение

122211


ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) дизруптивный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) отбор в пользу гетерозигот
Б) отбор особей с крайними отклонениями от среднего значения признака
В) постепенное преобразование старых и выработка новых значений признака
Г) отбор в пользу гомозигот
Д) отбор особей со средним значением признака

13122


2. Установите соответствие между характеристиками и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) приводит к полиморфизму в популяции
Б) направлен против особей с крайними значениями признака
В) смещает среднюю величину признака в определённом направлении
Г) изымает из популяции особей с промежуточным состоянием признака
Д) условия благоприятствуют нескольким крайним вариантам изменчивости
Е) действует в неизменных условиях среды

321332


ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами: 1) стабилизирующий, 2) движущий, 3) дизруптивный (разрывающий). Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом
Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции

231213


2. Установите соответствие между эволюционными процессами и формами естественного отбора: 1) разрывающая, 2) стабилизирующая, 3) движущая. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сохранение в островной фауне вьюрков со средним размером крыльев
Б) появление индустриального меланизма у бабочек-пядениц
В) сохранение на ветреных островах насекомых с хорошо развитыми и рудиментарными крыльями
Г) формирование устойчивости микроорганизмов к антибиотику после его добавления в среду
Д) возникновение нескольких рас погремка большого из-за летних покосов
Е) формирование популяции зайцев с незначительными колебаниями в размерах ушных раковин

231312


3. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий (дизруптивный). Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам
А) поддержание постоянства размера ушной раковины у зайцев
Б) появление в небольших водоёмах рас быстро и медленно растущих щук
В) сохранение признаков древней кистеперой рыбы у современных латимерий
Г) исчезновение остевых волос у предков кротов в связи с обитанием в почве
Д) появление популяций крыс, устойчивых к ядохимикатам

23211


4. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поддержание в ряду поколений формы цветка орхидеи, имитирующего насекомое
Б) застревание в родовых путях младенцев со слишком большой головой
В) уменьшение длительности насиживания яиц кукушки в ряду поколений
Г) появление двух популяций клевера – цветущих до и после сенокоса
Д) высокая смертность среди недоношенных детей
Е) появление видов хоботных с большими ушами и с маленькими ушами, сопровождающееся исчезновением особей с промежуточным размером ушей

221323


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора
Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
3) Развитие раннецветущей и позднецветущей форм погремка является примером разрывающего отбора

221


Таблица
Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Для каждой буквы выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка.
1) половой
2) движущий
3) групповой
4) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
5) возникновение нового признака
6) формирование устойчивости бактерий к антибиотикам
7) сохранение реликтового вида растения гинкго двулопастного 8) возрастание числа гетерозиготных организмов

247


Таблица
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) дегенеративный
2) движущий
3) прогрессивный
4) длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах
5) собаки одной породы с разной окраской шерсти
6) образование устойчивых к антибиотику бактерий
7) отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака
8) ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером

274


Таблица
Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, иллюстрирующий эту форму отбора. Для каждой буквы выберите соответствующие термин, характеристику и пример из предложенного списка.
1) дизруптивный
2) стабилизирующий
3) движущий
4) действует только в постоянных условиях среды
5) направлен на установление в популяции среднего значения признака
6) сохраняет формы с крайними значениями признака
7) сохранение до настоящего времени древних кистепёрых рыб – латимерий
8) формирование двух подвидов: погремка большого раннеспелого и погремка большого позднеспелого

168


Таблица
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) вид естественного отбора, (Б) характеристику и (В) пример этого вида отбора. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) сокращается генетическое разнообразие особей
2) выживают особи со средним значением признака
3) преимущественно выживают особи с более выраженным признаком
4) существование реликтовых видов рыб латимерий
5) формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох
6) появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил
7) дизруптивный
8) движущий

835



Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, её иллюстрирующий. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) поддержание среднего значения признака
2) стабилизирующий
3) формирование новых приспособлений к изменившимся условиям среды
4) формирование популяций мышей, устойчивых к определенному яду
5) существование реликтовых форм растений
6) дизруптивный
7) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
8) движущий

834



Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, её иллюстрирующий. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) выбраковывает особей с измененными признаками
2) стабилизирующий
3) движущий
4) дизруптивный
5) формирует новые приспособления к условиям среды
6) сохранение древних голосеменных растений (гингко, саговник)
7) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
8) поддерживает среднее значение признака

357



Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, её иллюстрирующий. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) дизруптивный
2) сохранение особей со средними значением признака в популяции
3) способствует образованию новых видов
4) стабилизирующий
5) движущий
6) доминирование темной окраски у бабочек березовой пяденицы над светлой окраской в результате изменений условий среды
7) гибель новорожденных млекопитающих с недостаточной или избыточной массой тела
8) появления двух рас щуки: карликовой и крупной

427



© Д.В.Поздняков, 2009-2020