Эволюция человека (антропогенез)

Эволюция человека (антропогенез)

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.


На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

Название стадии русское (латинское) – конкретные находки время жизни (лет назад), видовое название объем мозга (мл), орудия труда что умели делать
Ранняя стадия австралопитека 4,0-2,6 млн. 400-500
орудий не изготавливали
могли орудовать камнями, палками, костями
Поздняя стадия австралопитека 2,6-1,6 млн.
человек умелый
600-800
заостренная галька
изготавливали и использовали орудия труда
Древнейший человек (архантроп) – питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек

1,9-0,3 млн.

человек прямоходящий

800-1200
обтесанные кремни (рубила, скрёбла, отщепы)
использовали и поддерживали огонь, возникли зачатки речи
Древний человек (палеоантроп) – неандерталец

300-30 тыс.
человек неандертальский

1200-1400
каменные скрёбла, остроконечники, ножи
могли добывать огонь, коллективная охота, ритуальные погребения
Современный человек (неоантроп) – кроманьонец 50 тыс.
человек разумный
1200-1600
ножи, копья, иглы, гарпуны из камня, рога, кости
шили одежду, строили жилища, развивали сельское хозяйство, первобытное искусство

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).


Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, вторая сигнальная система. Подбородочный выступ, дифференциация голосовых связок и хрящей гортани, речевые центры в коре полушарий.
2) Сознание и абстрактно-логическое мышление. Большой объем мозга и площади коры, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Этапы эволюции человека, Факторы эволюции человека, Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян, Мышление человека


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологических факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) В результате наследственной изменчивости у предков человека увеличивался объем головного мозга. (2) Миграции предков современного человека приводили к изменениям в генофонде разных популяций людей. (3) Трудовые навыки человек передавал из поколения в поколение. (4) Развитие речи и формирование абстрактного мышления у первобытного человека привели к появлению искусства. (5) На определённом этапе развития предки современного человека перешли к групповым формам охоты. (6) Основные расы человека являются результатом географической изоляции, естественного отбора и дрейфа генов.

126


БИОЛОГИЧЕСКИЕ - СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный

А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

112221


2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

221112


СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

356


АВСТРАЛОПИТЕКИ - ДРЕВНЕЙШИЕ - ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных

311233


ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся

1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

134


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей общественной жизни древнейших людей синантропов. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Синантроп – китайский человек, останки найдены в 1927 г. в селении Чжоу-Гоу-Дянь в 50 км от Пекина. (2) Жили стадами в пещерах, могли пользоваться огнем, который получали во время лесных пожаров или при извержении вулканов. (3) Рост 150-160 см, объем мозга 850-1200 см3. (4) Лоб низкий, с надбровным валиком, зубы крупные, нижняя челюсть без подбородочного выступа. (5) Охотились на буйволов, шерстистых носорогов, мамонтов, оленей, птиц. (6) Речь примитивная, состоящая из отдельных выкриков.

256


ДРЕВНЕЙШИЕ - ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.

А) использование скребел и наконечников
Б) появление зачатков речи
В) принадлежит к виду Человек прямоходящий
Г) объем мозга 900-1100 см3
Д) умел поддерживать огонь

12222


2. Установите соответствие между особенностями и предками человека: 1) синантроп, 2) неандерталец. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) объем мозга 850-1200см3
Б) добывали огонь, одевались в шкуры
В) орудия труда – отесанные камни
Г) жили на территории современной Европы
Д) огонь получали во время лесных пожаров, при извержении вулканов
Е) объем мозга 1200-1400см3

121212


ДРЕВНЕЙШИЕ - СОВРЕМЕННЫЕ
Установите соответствие между характеристиками и стадиями антропогенеза: 1) кроманьонец, 2) питекантроп. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) использовались рубила и скребла
Б) возникли зачатки речи
В) представители шили одежду
Г) использовались ножи и копья
Д) могли разводить огонь и поддерживать его
Е) видовое название – Человек разумный

221111


ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

123


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

24531


2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

5) человек неандертальский

31254


3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (кениапитек)
5) человек умелый

41532


4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

12345


5. Установите правильную последовательность эволюционного развития гоминид. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) протоантропы – Австралопитек афарский
2) архантропы – Человек прямоходящий
3) поздние архантропы – Человек гейдельбергский
4) ранние Homo – Человек умелый
5) неоантропы – Человек разумный

14235


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ
Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников

34125


РАСЫ
Установите соответствие между характеристиками и расами: 1) негроидная, 2) монголоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) волосы курчавые, спирально закрученные
Б) фигура стройная, конечности удлиненные
В) глаза карие со складкой верхнего века
Г) лицо широкое, уплощенное и скуластое
Д) волосы темные, прямые и жесткие
Е) темная кожа, толстые губы

112221


ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНЫЕ СХОДСТВО
1. Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

145


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?
1) три слуховые косточки во внутреннем ухе
2) участие диафрагмы в дыхательных движениях
3) наличие легких – губчатых мешков
4) выделение продуктов обмена туловищными почками
5) безъядерность зрелых эритроцитов
6) наличие производных кожи – сальных желез

256


ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных

1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

346


2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от других приматов
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет сжатую в спинно-брюшном направлении грудную клетку
3) образует различные по численности популяции
4) имеет первую и вторую сигнальную систему
5) обладает предметно-действенным мышлением
6) создает и использует орудия труда

246


3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

134


4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

245


5. Установите соответствие между систематическими признаками Человека разумного (Homo sapiens) и таксонами животных: 1) тип Хордовые, 2) отряд Приматы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
A) ногтевые пластины на пальцах
Б) замкнутая кровеносная система
B) длительный период детства
Г) развитие нервной системы в виде трубки
Д) множество извилин в коре больших полушарий
Е) наличие в зародышевом состоянии внутреннего скелета — хорды

212121


ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА
1. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

122211


2. Установите соответствие между признаками и организмами: 1) человек, 2) шимпанзе. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) развита мелкая моторика рук
2) чашеобразный таз
3) лицевой отдел преобладает над мозговым
4) грудная клетка сжата с боков
5) плоская стопа
6) S-образный позвоночник

112221


ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается

1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

135


ЧЕЛОВЕК - ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку

1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

256


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

126


3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

456


ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

124


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

145


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

145


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

135


ПРЯМОХОЖДЕНИЕ - ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Установите соответствие между признаками и этапами антропогенеза: (1) прямохождение, (2) трудовая деятельность. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) развита мелкая мускулатура передних конечностей
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец верхних конечностей противопоставлен остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) увеличение мозгового отдела черепа
Е) S-образный изгиб позвоночника

212121


ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Отличия второй сигнальной системы по сравнению с первой состоят в том, что

1) происходит анализ и синтез информации, поступающей в виде символов
2) происходит анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от рецепторов органов чувств
3) хорошо развита у человека
4) обеспечивает абстрактное мышление
5) хорошо развита у животных
6) обеспечивает конкретно-наглядное мышление

134


2. Выберите три признака, характеризующих специфическую высшую нервную деятельность человека.
1) Реализуются безусловные рефлексы
2) Способность к абстрактному мышлению
3) Способность реагировать на знакомые слова
4) Осознанная речь
5) Общение знаками, символами, понятиями
6) Сформированное условно-рефлекторное поведение

245


Таблица
Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

187



© Д.В.Поздняков, 2009-2020