Борьба за существование и естественный отбор
Борьба за существование
Определение: совокупность взаимоотношений организма с другими организмами и с окружающей средой.
Причина: несоответствие неограниченных возможностей размножения и ограниченных ресурсов для жизни (организмов рождается очень много, для них всех не хватает пищи и территории).
Формы:
- внутривидовая (между особями одного вида),
- межвидовая (между особями разных видов),
- с условиями окружающей среды.
Внутривидовая и межвидовая могут быть прямыми (непосредственное столкновение) или косвенными (конкуренция за одни и те же ресурсы). Самой ожесточенной является внутривидовая косвенная.
Следствие: естественный отбор.
Естественный отбор
Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.
Естественный отбор – это главный, ведущий, направляющий фактор эволюции. Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).
Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.
Причина: борьба за существование.
Материал: наследственная изменчивость
Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.
Следствия: см. «результаты эволюции».
Формы:
- Стабилизирующий – действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида (кистепёрая рыба латимерия).
- Движущий – действует в изменяющихся условиях, отбирает крайнее проявление признака (отклонение), приводит к изменению признака в одном направлении (берёзовая пяденица), утрате признака (конечности у змей) или появлению нового признака (устойчивость к антибиотикам у бактерий).
- Разрывающий (дизруптивный) – действует в среде с разнообразием условий, отбирает две крайние формы, ведет к установлению полиморфизма (разнообразия) внутри популяции (раннецветущая и позднецветущая расы погремка).
- Половой – конкуренция за полового партнера, приводит к формированию полового диморфизма (различий самцов и самок).
Рисунок «Формы естественного отбора»
Дополнительные материалы
ВИДЕО-УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Адаптации (приспособленность)
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Задания части 1
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Проанализируйте таблицу «Борьба за существование». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) борьба с условиями окружающей среды
2) ограниченность природных ресурсов
3) борьба с неблагоприятными условиями
4) различные экологические критерии вида
5) морские чайки в колониях
6) самцы в брачный период
7) береза и трутовик
8) необходимость выбора полового партнера
Ответ
521
ВНУТРИВИДОВАЯ КРОМЕ
Выберите два предложения, в которых указаны процессы, НЕ относящиеся к внутривидовой борьбе за существование. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Состязание между волками одной популяции за добычу
2) Борьба за пищу между серой и черной крысами
3) Уничтожение молодняка при избыточной численности популяции
4) Борьба за главенство в стае волков
5) Редукция листьев у некоторых растений пустыни
Ответ
25
ВНУТРИВИДОВАЯ - МЕЖВИДОВАЯ
1. Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая
А) состязание между особями популяции за территорию
Б) использование одного вида другим
В) соперничество между особями за самку
Г) вытеснение чёрной крысы серой крысой
Д) хищничество
Ответ
12122
2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и формой, к которой эта борьба относится: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) определение гнездовых участков в лесу клестами
Б) использование бычьим цепнем крупного рогатого скота как места обитания
В) соперничество между самцами за доминирование
Г) вытеснение черной крысы серой крысой
Д) охота лисицы на мышей-полевок
Ответ
12122
3. Установите соответствие между примерами и видами борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вытеснение черной крысы серой крысой
Б) поведение самцов лосей в брачный период
В) охота лисицы на мышей
Г) рост одновозрастных проростков свеклы на одной грядке
Д) поведение кукушонка в гнезде другой птицы
Е) соперничество львов в одном прайде
Ответ
212121
4. Установите соответствие между процессами, происходящими в природе, и формами борьбы за существование: 1) межвидовая, 2) внутривидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мечение территории самцом полевой мыши
Б) токование самцов глухарей в лесу
В) угнетение всходов культурных растений сорняками
Г) конкуренция за свет между елями в лесу
Д) хищничество
Е) вытеснение черного таракана рыжим
Ответ
221211
5. Установите соответствие между примерами и формами борьбы за существование, которые этими примерами иллюстрируются: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) «турнирные бои» северных оленей
Б) произрастание растений моркови на одной грядке
В) произрастание берёз и сосен в смешанном лесу
Г) обитание нескольких самцов львов в одном прайде
Д) обитание на одном картофельном поле личинок и взрослых особей колорадских жуков
Е) обитание ласки в норах грызунов
Ответ
112112
МЕЖВИДОВАЯ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей географического видообразования. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Одной из движущих сил эволюции является борьба за существование. (2) В качестве примера борьбы можно назвать конкуренцию особей за самку или за социальный статус. (3) При сильном сокращении пищевых ресурсов иногда у животных наблюдается каннибализм. (4) Борьба за пищу становится особенно жёсткой, если у видов перекрываются экологические ниши. (5) Отношения типа хищник–жертва или паразит–хозяин также являются примером борьбы за существование. (6) Часто такие отношения, в основе которых лежит «гонка вооружений», приводят к коэволюции взаимодействующих организмов.
Ответ
456
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции
1) Источник эволюционного материала
2) Обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) Объектом является фенотип особи
4) Обеспечивает селекцию генотипов
5) Фактор направленного действия
6) Фактор случайного действия
Ответ
345
ДВИЖУЩИЙ
1. Выберите три варианта. Какие признаки характеризуют движущий отбор?
1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции
Ответ
234
2. Выберите три признака, характеризующие движущую форму естественного отбора
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками
Ответ
126
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
1. Выберите три варианта. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонениями от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особей с новыми фенотипами
Ответ
134
Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристике стабилизирующего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.
1) отбор особей со средним значением признака в популяции
2) сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания
3) отбор в пользу гетерозигот
4) отбор особей с полезными признаками в новых изменившихся условиях среды
5) отбор приводит к полиморфизму в популяции
Ответ
12
Серповидно-клеточная анемия - летальная рецессивная мутация, при которой нарушается форма эритроцитов. В человеческой популяции встречается три возможных фенотипа: люди без анемии с нормальными эритроцитами, люди с легкой формой анемии, при которой часть эритроцитов изменена, и люди с летальным эффектом действия гена, все эритроциты которых изменены. В измененных эритроцитах не может размножаться возбудитель малярии - малярийный плазмодий. В Африке, где распространена малярия, встречаемость людей с легкой формой анемии очень высока. Определите фенотипы в отношении серповидно-клеточной анемии и адаптивность в отношении малярии следующих генотипов: (А)АА (Б)Аа (В)аа. (Г)Какая форма естественного отбора проявляется в данном примере? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) движущий
2) люди с легкой формой анемии, выживающие при заражении малярией
3) стабилизирующий
4) люди без анемии, часто погибающие от малярии
5) люди без анемии, не болеющие малярией
6) люди с летальным действием гена серповидно-клеточной анемии, не болеющие малярией
7) люди с легкой формой анемии, часто погибающие от малярии
8) дизруптивный
Ответ
4263
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры действия стабилизирующего отбора. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Самцы павлинов со слишком длинными хвостами часто становятся жертвами хищников, а со слишком короткими – оставляют мало потомства, так как непривлекательны для самок. (2) Попугаи ара с мутациями, приводящими к дефектам строения клюва, не могут нормально кормиться и погибают. (3) При неправильном кормлении у волнистых попугайчиков, содержащихся в неволе, клюв может становиться мягким и искривленным. (4) Вороны-альбиносы заметнее для хищников и проигрывают в половом отборе птицам со стандартной черно-серой окраской. (5) У кур толщина скорлупы яиц зависит от минерального питания: при нехватке кальция в рационе самки скорлупа истончается. (6) При скрещивании желтых канареек с венесуэльским чижом были получены межвидовые декоративные гибриды с красным оперением.
Ответ
124
РАЗРЫВАЮЩИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания разрывающей (дизруптивной) формы естественного отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Два вида кишечной палочки сформировались из одной исходной культуры в результате специализации на питании разными сахарами. (2) В постоянно изменяющихся условиях среды норма реакции признаков постепенно смещается, внешний облик организмов изменяется. (3) При длительном летнем покосе полей сформировались весенняя и осенняя расы растений погремка. (4) Наутилуса и гаттерию, относящихся к группам, другие представители которых полностью вымерли, называют живыми ископаемыми. (5) В результате интенсивного вылова арктической белой рыбы после схода льда летом большинство представителей перешло к нересту ранней весной или поздней осенью. (6) Виды глубоководных раковинных моллюсков морфологически слабо отличаются от близких к ним видов из палеонтологической летописи.
Ответ
135
ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: 1) движущая, 2) стабилизирующая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков
Ответ
21112
2. Сопоставьте характеристики и формы естественного отбора: 1) Движущий, 2) Стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов
Ответ
222111
3. Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в изменяющихся условиях среды
Б) действует в постоянных условиях среды
В) направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака
Г) приводит к сдвигу среднего значения признака в популяции
Д) под его действием может происходить как усиление признака, так и ослабление
Ответ
12211
4. Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует приспособления к новым условиям среды
Б) ведет к образованию новых видов
В) сохраняет среднюю норму признака
Г) выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков
Д) увеличивает гетерозиготность популяции
Ответ
22112
5. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проявление в постоянных условиях жизни
Б) гибель особей с новыми признаками
В) сохранение особей с новыми мутациями
Г) сохранение особей с ароморфным признаком
Д) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции
Ответ
11221
ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора, которые этими примерами иллюстрируются: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание в промышленных районах числа тёмных бабочек по сравнению со светлыми
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам
В) сохранение до настоящего времени пресмыкающегося гаттерии, обитающего в Новой Зеландии
Г) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
Д) у млекопитающих смертность новорождённых со средним весом меньше, чем с очень низким или с очень высоким
Е) гибель крылатых предков и сохранение насекомых с редуцированными крыльями на островах с сильными ветрами
Ответ
112121
2. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.
Б) Сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян.
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.
Ответ
12112
3. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гибель животных-альбиносов в дикой природе
Б) формирование меланистической окраски у березовых пядениц
В) неопыление цветков в слишком мелких и крупных соцветиях клевера
Г) удлинение ушной раковины у пустынных видов тушканчиков
Д) утрата конечностей у предков змей
Е) гибель эмбрионов млекопитающих с нарушенным числом позвонков
Ответ
212112
4. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) постоянство форм и размеров цветка у насекомоопыляемых растений
Б) сохранений латимерий в современной фауне
В) возникновение у болезнетворных бактерий устойчивости к лекарственным препаратам
Г) увеличение шеи жирафа в ряду поколений
Д) возрастание в экологически чистых районах числа светлых бабочек березовой пяденицы по сравнению с темными
Е) существование гинкго двулопастного в современной флоре
Ответ
221112
ДВИЖУЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) разрывающий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длинная шея у жирафа
Б) белые и оранжевые крылья у бабочек-желтушек
В) различные формы клюва вьюрков
Г) наличие ранне- и позднецветущих форм погремка
Д) увеличение числа светлых бабочек в березовом лесу
Е) увеличение среднего роста человека из поколения в поколение
Ответ
122211
ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) дизруптивный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) отбор в пользу гетерозигот
Б) отбор особей с крайними отклонениями от среднего значения признака
В) постепенное преобразование старых и выработка новых значений признака
Г) отбор в пользу гомозигот
Д) отбор особей со средним значением признака
Ответ
13122
2. Установите соответствие между характеристиками и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) приводит к полиморфизму в популяции
Б) направлен против особей с крайними значениями признака
В) смещает среднюю величину признака в определённом направлении
Г) изымает из популяции особей с промежуточным состоянием признака
Д) условия благоприятствуют нескольким крайним вариантам изменчивости
Е) действует в неизменных условиях среды
Ответ
321332
ДВИЖУЩИЙ - СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами: 1) стабилизирующий, 2) движущий, 3) дизруптивный (разрывающий). Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом
Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции
Ответ
231213
2. Установите соответствие между эволюционными процессами и формами естественного отбора: 1) разрывающая, 2) стабилизирующая, 3) движущая. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сохранение в островной фауне вьюрков со средним размером крыльев
Б) появление индустриального меланизма у бабочек-пядениц
В) сохранение на ветреных островах насекомых с хорошо развитыми и рудиментарными крыльями
Г) формирование устойчивости микроорганизмов к антибиотику после его добавления в среду
Д) возникновение нескольких рас погремка большого из-за летних покосов
Е) формирование популяции зайцев с незначительными колебаниями в размерах ушных раковин
Ответ
231312
3. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий (дизруптивный). Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам
А) поддержание постоянства размера ушной раковины у зайцев
Б) появление в небольших водоёмах рас быстро и медленно растущих щук
В) сохранение признаков древней кистеперой рыбы у современных латимерий
Г) исчезновение остевых волос у предков кротов в связи с обитанием в почве
Д) появление популяций крыс, устойчивых к ядохимикатам
Ответ
23211
4. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) поддержание в ряду поколений формы цветка орхидеи, имитирующего насекомое
Б) застревание в родовых путях младенцев со слишком большой головой
В) уменьшение длительности насиживания яиц кукушки в ряду поколений
Г) появление двух популяций клевера – цветущих до и после сенокоса
Д) высокая смертность среди недоношенных детей
Е) появление видов хоботных с большими ушами и с маленькими ушами, сопровождающееся исчезновением особей с промежуточным размером ушей
Ответ
221323
5. Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) дизруптивный, 3) стабилизирующий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкая выживаемость пищух с редким и густым шерстным покровом
Б) более раннее цветение городских первоцветов по сравнению с лесными формами
В) появление на островах насекомых с большими крыльями и без крыльев
Г) низкая выживаемость яиц тритона с малым и большим содержанием питательных веществ
Д) утрата конечностей у некоторых видов рептилий
Е) сохранение гаттерии до настоящего времени без заметных изменений
Ответ
312313
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ - РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора: 1) разрывающий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) исчезновение насекомых со средним размером крыльев на океанических островах
Б) сохранение среднего размера ушной раковины у зайца-русака
В) существование латимерии в Индийском океане
Г) постоянство форм и размеров цветка у насекомоопыляемых растений
Д) распространение гаттерии на островах Новой Зеландии
Е) возникновение медленно и быстро растущих особей речного окуня
Ответ
122221
В современной биологии существует концепция гандикапа, согласно которой вредные для выживания признаки, например, длинный хвост у павлина, могут демонстрировать качество генома самца. (А) Благодаря какой форме естественного отбора возможно сохранение данного признака? (Б) Почему данный признак сохраняется у павлина? (В) Как связано наличие длинного хвоста с качеством генотипа самца? (Г) Как это можно объяснить? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) длинный хвост - признак низкого качества генотипа самца
2) половой отбор
3) длинный хвост - признак высокого качества генотипа самца
4) длинный хвост формируется у гомозиготных особей
5) павлина с длинным хвостом чаще выбирают самки
6) стабилизирующий отбор
7) павлина с длинным хвостом маневреннее летает
8) самцу с длинным хвостом нужно иметь гены, повышающие его жизнеспособность
Ответ
2538
Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Для каждой буквы выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка.
1) половой
2) движущий
3) групповой
4) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
5) возникновение нового признака
6) формирование устойчивости бактерий к антибиотикам
7) сохранение реликтового вида растения гинкго двулопастного 8) возрастание числа гетерозиготных организмов
Ответ
247
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) дегенеративный
2) движущий
3) прогрессивный
4) длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах
5) собаки одной породы с разной окраской шерсти
6) образование устойчивых к антибиотику бактерий
7) отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака
8) ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером
Ответ
274
Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, иллюстрирующий эту форму отбора. Для каждой буквы выберите соответствующие термин, характеристику и пример из предложенного списка.
1) дизруптивный
2) стабилизирующий
3) движущий
4) действует только в постоянных условиях среды
5) направлен на установление в популяции среднего значения признака
6) сохраняет формы с крайними значениями признака
7) сохранение до настоящего времени древних кистепёрых рыб – латимерий
8) формирование двух подвидов: погремка большого раннеспелого и погремка большого позднеспелого
Ответ
168
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) вид естественного отбора, (Б) характеристику и (В) пример этого вида отбора. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) сокращается генетическое разнообразие особей
2) выживают особи со средним значением признака
3) преимущественно выживают особи с более выраженным признаком
4) существование реликтовых видов рыб латимерий
5) формирование устойчивости к противоблошиному шампуню у блох
6) появление бескрылых мух в лабораторной линии дрозофил
7) дизруптивный
8) движущий
Ответ
835
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, её иллюстрирующий. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) поддержание среднего значения признака
2) стабилизирующий
3) формирование новых приспособлений к изменившимся условиям среды
4) формирование популяций мышей, устойчивых к определенному яду
5) существование реликтовых форм растений
6) дизруптивный
7) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
8) движущий
Ответ
834
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, её иллюстрирующий. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) выбраковывает особей с измененными признаками
2) стабилизирующий
3) движущий
4) дизруптивный
5) формирует новые приспособления к условиям среды
6) сохранение древних голосеменных растений (гингко, саговник)
7) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
8) поддерживает среднее значение признака
Ответ
357
Рассмотрите схему проявления естественного отбора. Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, её иллюстрирующий. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) дизруптивный
2) сохранение особей со средними значением признака в популяции
3) способствует образованию новых видов
4) стабилизирующий
5) движущий
6) доминирование темной окраски у бабочек березовой пяденицы над светлой окраской в результате изменений условий среды
7) гибель новорожденных млекопитающих с недостаточной или избыточной массой тела
8) появления двух рас щуки: карликовой и крупной
Ответ
427
Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора
Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
3) Развитие раннецветущей и позднецветущей форм погремка является примером разрывающего отбора
Ответ
221
© Д.В.Поздняков, 2009-2020