Популяция, дивергенция, изоляция, видообразование

Популяция, дивергенция, изоляция, видообразование

ПОПУЛЯЦИЯ – это


ДИВЕРГЕНЦИЯ – это возникновение различий между популяциями. Причины дивергенции:
1) Популяции живут в разных местах, следовательно, в разных условиях. Естественный отбор приспосабливает каждую популяцию к своим условиям.
2) Материалом для естественного отбора являются мутации, а они случайны, следовательно в каждой популяции свои.


В природе постоянно идут два противоположных процесса: возникновение различий между популяциями (за счёт дивергенции), и сглаживание этих различий (за счет скрещивания между популяциями).


ИЗОЛЯЦИЯ – это преграда, которая делает скрещивание (обмен генами) между популяциями невозможным. Виды изоляции:


Наличие изоляции приводит к тому, что отличия между популяциями, возникающие в результате дивергенции, будут постепенно накапливаться, и две популяции превратятся в два разных вида. При этом:

 

ЭТАПЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ (АЛЛОПАТРИЧЕСКОЕ) ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ (СИМПАТРИЧЕСКОЕ)
изменение ареала (миграция на новые территории, расширение ареала или формирование физической преграды) освоение новых экологических ниш в пределах старого ареала
географическая изоляция между популяциями экологическая изоляция между популяциями
возникновение мутаций в изолированной популяции
закрепление естественным отбором мутаций, полезных в условиях конкретной популяции
распространение новых признаков в популяции
возникновение географических рас возникновение экологических рас
репродуктивная изоляция
возникновение нового вида

Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Закон Харди-Вайнберга, Ареал и экологическая ниша


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ПОПУЛЯЦИЯ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят на уровне популяций?

1) онтогенез
2) дивергенция
3) эмбриогенез
4) ароморфоз
5) свободное скрещивание

25


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания популяции, как единицы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид представляет собой совокупность популяций. (2) Основными характеристиками популяции являются генетическое разнообразие и изменение во времени. (3) Популяции вида различаются численностью, плотностью, возрастной и половой структурой. (4) Каждая популяция занимает часть ареала вида. (5) В популяции постоянно происходит мутационный процесс, и мутация, дающая преимущества, распространяется. (6) Внутри популяции осуществляется обмен генами между особями в результате свободного скрещивания.

256


Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые верно характеризуют популяцию как единицу эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей, длительное время населяющих общую территорию. (2) Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура, что позволяет особям свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. (3) Популяция является структурной единицей биосферы. (4) Популяция – это элементарная единица систематики органического мира. (5) Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию. (6) В популяции происходит гибель одних и выживание других особей, поэтому она длительно существует во времени.

126


ПОПУЛЯЦИЯ - ВИД
1. Установите соответствие между особенностями биологической системы и системой, для которой эти особенности характерны: 1) популяция, 2) вид. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) элементарная единица эволюции в соответствии с СТЭ
Б) представители могут никогда не встречаться в силу изоляции
В) вероятность скрещивания между членами группы максимально вероятна
Г) распадается на более мелкие, обособленные группы
Д) ареал распространения может захватывать несколько континентов

12122


2. Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен: 1) популяция, 2) вид. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) единица эволюции
Б) генетически закрытая система
В) относительная изоляция друг от друга
Г) наличие определённых критериев
Д) репродуктивная изоляция

12122


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей географического видообразования. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
(1) Связано с пространственной изоляцией за счет расширения или расчленения ареала, а также деятельности человека. (2) Происходит в случае быстрого увеличения хромосомного набора особей под действием мутагенных факторов или при ошибках в процессе деления клеток. (3) Встречается чаще у растений, чем у животных. (4) Происходит путем расселения особей на новые территории. (5) В разных частях ареала образуются различные расы, которые становятся родоначальниками новых видов. (6) Полиплоидные жизнеспособные формы могут дать начало новому виду и полностью вытеснить из ареала диплоидный вид.

145


2. Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. (2) В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. (3) Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. (4) Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. (5) Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. (6) Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

345


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование является результатом естественного отбора. (2) Одной из причин видообразования служит несовпадение сроков размножения организмов и возникновение репродуктивной изоляции. (3) Примером видообразования служит формирование двух подвидов большого погремка, произрастающих на одном лугу. (4) Пространственная изоляция групп организмов может сопровождаться расширением ареала, при котором популяции попадают в новые условия. (5) В результате адаптаций образовались южноазиатский и евроазиатский подвиды большой синицы. (6) В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.

456


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид в природе занимает определённый ареал и существует в виде отдельных популяций. (2) За счёт накопления мутаций может формироваться популяция с новым генофондом в пределах исходного ареала. (3) Расширение ареала вида приводит к возникновению на его границах изолированных новых популяций. (4) В новых границах ареала естественный отбор закрепляет стойкие различия между пространственно разобщёнными популяциями. (5) Между особями одного вида нарушается свободное скрещивание в результате возникновения горных преград. (6) Видообразование имеет постепенный характер.

345


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Микроэволюция завершается образованием новых популяций, подвидов, видов. (2) Видообразование может осуществляться при стабильности исходного ареала вида. (3) Ареал вида крайне редко бывает однородным, как правило, он характеризуется различными местами обитания. (4) Видообразование может быть связано с расширением ареала до размеров, препятствующих скрещиванию особей на разных границах ареала. (5) Иногда оно происходит в результате разрыва исходного ареала вида физическими преградами (горами, реками и др.). (6) Образование трёх видов ландыша (на Дальнем Востоке, в Закавказье, Южной Европе) связано с наступлением ледника в четвертичном периоде и разрывом исходного ареала.

456


6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Ареал вида крайне редко бывает однородным; как правило, он характеризуется различными местами обитания. (2) На Галапагосских островах Ч. Дарвин нашёл нигде больше не встречающиеся виды ящериц, черепах и птиц, которые близки к южноамериканским видам. (З) При образовании Берингова пролива евразийские и американские популяции бобров превратились в отдельные виды. (4) Эволюция видов продолжается и в настоящее время, изменение видов можно наблюдать на протяжении жизни одного человека. (5) Родственные виды Чайка серебристая и Клуша-хохотунья сформировались в результате расширения ареала исходного вида. (6) В озере Севан обнаружены разные популяции форели, различающиеся сроками нереста.

235


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
1. Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Репродуктивная изоляция служит причиной микроэволюции. (2) Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями. (3) Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же ареала по разным причинам. (4) Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных экологических ниш в пределах прежнего ареала. (5) Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу. (6) Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

345


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны процессы экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) При видообразовании происходит разделение ареала вида на фрагменты. (2) В озере Севан существует несколько популяций, различающихся сроками нереста. (3) Видообразование может быть связано с изменением экологической ниши вида. (4) Если полиплоидные формы более жизнеспособны, чем диплоидные, они могут дать начало новому виду. (5) В Москве и Московской области обитает несколько видов синиц, различающихся способами добычи пищи.

235


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (2) За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (3) Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (4) Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида, занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (5) Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (6) Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием.

245


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование может происходить в пределах одного непрерывного ареала, если организмы обитают в разных экологических нишах. (2) Причинами видообразования служат несовпадение сроков размножения у организмов, переход на новые корма без изменения места обитания. (3) Примером видообразования служит формирование двух подвидов погремка большого, произрастающих на одном лугу. (4) Пространственная изоляция групп организмов может происходить при расширении ареала и попадании популяции в новые условия. (5) В результате адаптаций образовались южноазиатский и евроазиатский подвиды большой синицы. (6) В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.

123


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые соответствуют описанию экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Результатом действия движущих сил эволюции является распространение вида в новые ареалы. (2) Видообразование может быть связано с расширением ареала исходного вида. (3) Иногда оно возникает в результате разрыва исходного ареала вида физическими преградами (горами, реками и др.) (4) Новые виды могут осваивать специфические условия жизни. (5) В результате пищевой специализации образовалось несколько видов синиц. (6) Например, большая синица питается крупными насекомыми, а хохлатая синица – семенами хвойных деревьев.

456


6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) В результате пищевой специализации возникли различные виды синиц: московка, гаичка, лазоревка и т.д. (2) В связи с наступлением ледника в Евразии сформировалось три вида ландыша, отличающиеся формой листьев. (3) При расселении в районы Северного и Балтийского морей из предковой формы образовались два вида чаек: серебристая и клуша. (4) У форели, обитающей в озере Севан, произошло обособление популяций, отличающихся сроками нереста. (5) У зайца-русака на Северном Кавказе выделяют две относительно изолированные формы: одна обитает в лесах, другая – в степи. (6) Расширение ареала большой синицы вокруг Центральноазиатского нагорья привело к формированию трех подвидов.

145


7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Виды, которые переселяются на острова или архипелаги, часто утрачивают способность скрещиваться с континентальными формами. (2) На островах, где отсутствуют естественные конкуренты, из одного вида формируется несколько дочерних, приспособленных к разным условиям. (3) В африканском озере, заселённом одним видом рыб Цихлид, возникли новые виды, которые приспособились к питанию различной пищей. (4) При разрыве общего ареала вида на его фрагментах формируется несколько новых видов. (5) Виды зябликов в европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом занимают одинаковую нишу. (6) В результате многочисленных закрытий и открытий Берингова пролива сформировались арктические и камчатские виды-двойники.

235


8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование может осуществляться при стабильном ареале исходного вида. (2) Изоляция популяции может возникнуть в результате разрыва единого ареала. (3) Ареал вида может быть разорван физическими преградами (горы, реки и др.). (4) Для острова Мадагаскар характерны виды-эндемики, нигде не встречающиеся. (5) Исходный вид люцерны преобразовался со временем в два вида, занимающих общую территорию на Кавказе: люцерна серповидная растет у подножия гор, а люцерна клейкая – на склонах гор. (6) В настоящее время вид черный дрозд распадается на две группы: одна обитает в глухих лесах, другая держится близ жилья человека.

156


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) расширение ареала исходного вида
Б) стабильность ареала исходного вида
В) разделение ареала вида различными преградами
Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала
Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

12122


2. Установите соответствие между особенностями видообразования и их способами: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) изоляция популяций из-за водной преграды
Б) изоляция популяций из-за разных сроков размножения
В) изоляция популяций из-за возникновения гор
Г) изоляция популяций из-за больших расстояний
Д) изоляция популяций в пределах ареала

12112


3. Установите соответствие между механизмами (примерам) и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширение ареала исходного вида
Б) сохранение единого исходного ареала вида
В) появление двух видов чайки в Северном и Балтийском морях
Г) образование новых мест обитания в пределах исходного ареала
Д) наличие популяций севанской форели, различающихся сроками нереста

12122


4. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длительное постоянство существования ареала исходного вида
Б) разделение ареала исходного вида непреодолимой преградой
В) различная пищевая специализация внутри исходного ареала
Г) разделение ареала на несколько изолированных частей
Д) освоение различных сред обитания в пределах исходного ареала
Е) изоляция популяций из-за разных сроков размножения

212122


5. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) стабильность ареала
Б) возникновение физических преград
В) возникновение популяций с разными сроками размножения
Г) изоляция популяций в лесу автодорогой
Д) расширение ареала

21211


6. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географический, 2) экологический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расхождение признаков в популяциях на границах ареала
Б) изменение пищевых потребностей популяции

В) возникновение приспособлений к новому образу жизни
Г) расчленение территории горными массивами, реками
Д) переселение части особей на другие территории
Е) возникновение преград, созданных внутри ареала вида человеком: автострады, водохранилища

122111


СОБИРАЕМ 7:

Н) разделение по способу питания
А) происходит в результате пространственной изоляции
Б) происходит при освоении видом новых территорий
Д) происходит в результате разного полового отбора
Е) специализация к обитанию разных особей одного вида в лесу и на лугу

Х) миграция особей на другие территории
Ц) использование разными особями на одной территории различных видов пищи


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера
Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток

22121


2. Установите соответствие между примерами изоляции и её формами: 1) географическая изоляция, 2) экологическая изоляция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мухи-пестрокрылки, откладывающие яйца на яблоне и боярышнике
Б) растущие в Калифорнии сосны, у которых пыльца осыпается в феврале и апреле
В) бурые медведи Канады и Финляндии
Г) дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань
Д) полёвки Peromyscus maniculatus, живущие в лесу вдали от воды и по берегам озёр
Е) дриада восьмилепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп

221121


3. Установите соответствие между примерами и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) пять популяций форели озера Севан, нерестящихся в разное время
Б) формирование трех видов ландыша, возникших в связи со сходом ледника
В) расселение чаек в разные районы Северного и Балтийского морей
Г) расы погремка большого, сформировавшиеся в связи с разными сроками цветения
Д) виды синиц одного региона с разной пищевой специализацией

21122


4. Установите соответствие между примерами и типами видообразования: 1) аллопатрическое, 2) симпатрическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появление двух подвидов горного попугая, разделённых пустыней Виктория в Австралии.
Б) Возникновение разных видов пшеницы с наборами 14, 28 и 42 хромосомы.
В) Появление вида Слива культурная путём гибридизации тёрна с алычой.
Г) Формирование более 250 видов рыб цихлид в озере Танганьика.
Д) Существование двух видов абрикоса, произрастающих по разные стороны Великой Китайской стены.
Е) Разделение форели в озере Севан на популяции, отличающиеся сроком нереста.

122212


5. Установите соответствие между примерами и типами видообразования, которые эти примеры иллюстрируют: 1) экологическое, 2) географическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Формирование на Галапагосских островах новых видов вьюрков вследствие изоляции от материковой популяции
Б) Появление серебристой чайки и клуши при расширении исходного ареала на восток и запад от Берингова пролива
В) Формирование более пятисот видов цихлид в озере Виктория
Г) Разделение рыб на две популяции, одна из которых предпочитает более холодные воды, а вторая – более теплые в пределах одного водоёма
Д) Разделение исходной популяции при постройке автострады
Е) Образование евроазиатского и восточноазиатского подвида синицы большой

221122


СОБИРАЕМ

А) формирование островного и континентального вида пеночек
Б) возникновение двух видов заразих в результате паразитизма на разных растениях
В) формирование двух видов короставника: высокогорного и равнинного


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - ГИБРИДОГЕННОЕ
Установите соответствие между факторами видообразования и его способом: 1) географический, 2) экологический, 3) гибридогенный. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.

А) полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещивания
Б) различия в местах обитания
В) разделение ареала на фрагменты
Г) обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Востоке
Д) пищевая специализация

32112


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
1. Укажите последовательность процессов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр

1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

32415


2. Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования
1) формирование популяции с новым генофондом
2) появление географической преграды между популяциями
3) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками
4) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции

2431


3. Укажите последовательность процессов при географическом видообразовании
1) накопление мутаций в новых условиях
2) территориальная изоляция популяции
3) репродуктивная изоляция
4) образование нового вида

2134


4. Укажите последовательность этапов географического видообразования
1) дивергенция признаков в изолированных популяциях
2) репродуктивная изоляция популяций
3) возникновение физических преград в ареале исходного вида
4) возникновение новых видов
5) образование изолированных популяций

35124


5. Установите последовательность этапов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление в популяциях новых случайных мутаций
2) территориальная изоляция одной популяции вида
3) изменение генофонда популяции
4) сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
5) репродуктивная изоляция популяций и образование нового вида

21435


6. Установите правильную последовательность процессов, происходящих при географическом видообразовании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование новых видов
2) изменение генофонда и появление репродуктивной изоляции
3) сохранение новых признаков естественным отбором
4) мутагенез и борьба за существование в изолированных популяциях
5) расчленение исходного ареала преградами

54321


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
Установите последовательность этапов экологического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) экологическая изоляция между популяциями
2) биологическая (репродуктивная) изоляция
3) естественный отбор в новых условиях среды
4) возникновение экологических рас (экотипов)
5) возникновение новых видов
6) освоение новых экологических ниш

613425


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРОВ
1. Установите последовательность формирования приспособлений в популяции растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закрепление нового признака стабилизирующим отбором
2) действие движущей формы отбора на особей популяции
3) изменение генотипов особей популяции в новых условиях
4) изменение условий среды обитания популяции

4321


2. Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) размножение особей с полезными изменениями
2) возникновение различных мутаций в популяции
3) борьба за существование
4) сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды

2341


3. Установите последовательность процессов микроэволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) действие движущего отбора
2) появление полезных мутаций
3) репродуктивная изоляция популяций
4) борьба за существование
5) формирование подвида

24135


4. Установите последовательность действия движущих сил эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) борьба за существование
2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
5) формирование приспособленности к среде обитания

31425


5. Установите последовательность формирования популяции тёмноокрашенной бабочки берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах.
1) появление в потомстве разноокрашенных бабочек
2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской
3) сохранение в результате естественного отбора бабочек с тёмной окраской и гибель со светлой
4) возникновение популяции тёмноокрашенных бабочек

1324


6н. Установите последовательность процессов при видообразовании. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) распространение в изолированных популяциях полезных признаков
2) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях
3) разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа
4) появление новых признаков в изолированных популяциях
5) образование новых подвидов

34215


7ф. Установите последовательность формирования покровительственной окраски у насекомых в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сохранение особей со случайными мутациями естественным отбором
2) появление случайных мутаций и изменение окраски тела
3) увеличение численности особей с новой окраской и распространение в популяции
4) формирование популяции особей с новой покровительственной окраской тела

2134


8ф. Установите последовательность процессов формирования приспособленности организмов к новым условиям обитания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проявление новых признаков у единичных особей в популяции
2) возникновение случайных мутаций у отдельных особей
3) сохранение естественным отбором и размножение особей с новыми полезными признаками
4) формирование адаптаций к новым условиям у организмов

2134


9. Установите последовательность процессов микроэволюции, начиная с возникновения рецессивной мутации.
1) изменение генофонда популяции под действием движущего отбора
2) репродуктивная изоляция популяций
3) внешнее воздействие мутагенного фактора
4) фенотипическое проявление мутации и выживание отдельных особей с полезными мутациями
5) формирование нового вида

34125


10. Установите последовательность событий при появлении и распространении нового признака в популяции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) изменение условий окружающей среды
2) увеличение доли носителей признака в популяции
3) случайное появление мутации, не влияющей на выживание и размножение
4) появление конкурентного преимущества у носителей мутации
5) случайное распределение нейтральной мутации в популяции

35142


11. Установите последовательность эволюционных процессов в ходе возникновения адаптации к условиям среды обитания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление особей с фенотипическим проявлением мутации
2) возникновение рецессивной мутации в генофонде популяции
3) скрещивание особей – носителей мутации
4) закрепление мутации в генофонде популяции в результате естественного отбора
5) выживание мутантных особей в ходе борьбы за существование

23154


ФАКТОРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят

1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей
6) естественный отбор

246


2. Выберите три варианта. Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического видообразования?
1) модификационной изменчивости
2) приспособленности
3) естественного отбора
4) мутационной изменчивости
5) борьбы за существование
6) конвергенции

345


3. Выберите три варианта. Какие факторы являются движущими силами эволюции?
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов к среде обитания
5) популяционные волны
6) абиотические факторы среды

235


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Факторами эволюции в популяциях являются
1) изоляция
2) недостаточная приспособленность особей
3) мутация
4) плотность популяции
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор

136


5. Выберите три варианта. К движущим силам эволюции относят
1) кроссинговер
2) мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) изоляцию
5) многообразие видов
6) естественный отбор

246


6. Выберите три варианта. К движущим силам эволюции относят
1) изоляцию особей
2) приспособленность организмов к среде
3) многообразие видов
4) мутационную изменчивость
5) естественный отбор
6) биологический прогресс

145


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки. В том числе и приспособления к условиям окружающей среды – идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путем ароморфозов и дегенерации. Последняя также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы – изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.

234


Найдите три ошибки при приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. (2) Минимальной единицей эволюции является организм. (3) Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. (4) В результате эволюционного процесса формируется биоразнообразие планеты. (5) Географическое видообразование связано с изменениями экологической ниши вида. (6) Географическое видообразование происходит путем расселения особей на новые территории или разделения исходного ареала на фрагменты. (7) Процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды называют видообразованием.

235


Найдите три ошибки при приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. (2) Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. (3) Популяция является структурной единицей биосферы. (4) Популяция – это элементарная единица эволюции. (5) Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию. (6) Популяция – это элементарная единица вида. (7) В малочисленных популяциях проявляется дрейф генов.

135


Найдите три ошибки при приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Популяция — совокупность особей разных видов, длительно занимающая определённую территорию. (2) Особи одной популяции свободно скрещиваются друг с другом. (3) Совокупность генов, которой обладают все особи популяции, называется генотипом популяции. (4) Особи, составляющие популяцию, неоднородны по своему генетическому составу. (5) Неоднородность организмов, входящих в состав популяции, создаёт условия для естественного отбора. (6) Популяция считается наибольшей эволюционной единицей.

136



© Д.В.Поздняков, 2009-2020