Членистоногие

Членистоногие

Общие признаки

1) Сегментированное тело, членистые конечности.
2) Хитиновый покров.
3) Смешанная полость тела (миксоцель) – результат слияния первичной и вторичной полости тела.

4) Кровеносная система незамкнутая, сердечная трубка на спинной стороне.
5) Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

Отличия

1) Отделы тела: у раков и пауков – головогрудь и брюшко, у насекомых – голова, грудь и брюшко.


2) Ноги: у раков может быть разное количество (у речного рака 10), у пауков 8 (4 пары), у насекомых 6 (3 пары).


3) Крылья есть только у насекомых, 2 пары, расположены на груди.


4) Глаза: у раков сложные, фасеточные (состоящие из множества простых глазков), у пауков простые, у насекомых простые и сложные.


5) Усы: у раков 2 пары, у пауков нет, у насекомых 1 пара.


6) Дыхательная и кровеносная системы:


7) Выделительная система: у раков зеленые (антеннальные) железы, у пауков  - коксальные железы и мальпигиевы сосуды, у насекомых – мальпигиевы сосуды.

Развитие:
обычно непрямое (с метаморфозом, с превращением). У речного рака и пауков прямое (из яйца выходит молодая особь). У всех насекомых непрямое, превращение может быть полное и неполное.


Дополнительные материалы

 ВИДЕО-УРОК  ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: ссылка для донов, ссылка для мастер-группы

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Членистоногие, Постэмбриональное развитие


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
1. Выберите три варианта. Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?

1) одинаковое строение органов выделения
2) хитиновый покров тела
3) фасеточные глаза
4) замкнутая кровеносная система
5) деление тела на отделы
6) брюшная нервная цепочка

256


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам ракообразных, паукообразных и насекомых объединяют в тип Членистоногие?
1) хитиновый покров
2) трахейное и лёгочное дыхание
3) сегментированное тело, представленное отделами
4) рычажные конечности
5) кровеносная система замкнутого типа
6) развитие с полным превращением

134


ЧЛЕНИСТОНОГИЕ - ПОЗВОНОЧНЫЕ
1. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Насекомые, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) скелет наружный
Б) расположение сердца на брюшной стороне тела
В) наличие костного скелета
Г) нервная система узлового типа
Д) наличие туловищных или тазовых почек
Е) наличие разнообразных паразитических форм

122121


2. Установите соответствие между особенностями систем кровообращения и видами животных, у которых имеются данные системы: 1) обыкновенная медведка, 2) атлантическая треска. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кровеносная система незамкнутая
Б) сердце расположено на брюшной стороне
В) кровь течёт по сосудам и полости тела
Г) в сердце венозная кровь
Д) сердце двухкамерное

12122


рак и паук
РАКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности нервной системы имеет большинство организмов класса, один из представителей которого изображен на рисунке?

1) есть окологлоточное нервное кольцо
2) по брюшной стороне проходит цепочка из ганглиев
3) нервная система диффузного типа
4) нервная система узлового типа
5) полушария мозга лишены коры
6) нервная система трубчатого типа

124


рак и паук
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для организма, изображенного на рисунке, характерны следующие признаки:

1) наличие членистых конечностей
2) нервная система лестничного типа
3) сердце на брюшной стороне тела
4) имеются две пары усиков
5) способен к размножению партеногенезом
6) промежуточный хозяин широкого лентеца

146


РАКИ - НАСЕКОМЫЕ
1. Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие: 1) Ракообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в правильнном порядке.

А) Головогрудь и брюшко
Б) Выделительная система - антенальные железы
В) Органы дыхания - трахеи
Г) Органы дыхания - жабры
Д) Три пары ходильных конечностей
Е) Голова, грудь и брюшко

112122


2. Установите соответствие между классами животных и их признаками:1) ракообразные, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – трахеи
Б) органы дыхания – жабры
В) три пары ходильных ног
Г) пять пар ходильных ног
Д) развитие прямое
Е) развитие с полным и неполным превращением

212112


3. Установите соответствие между признаком животных и классами: 1) Насекомые, 2) Ракообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) органы дыхания – трахеи
Б) три пары конечностей
В) пять пар ходильных ног
Г) органы дыхания – жабры
Д) твердый хитиновый панцирь
Е) выделительная система – мальпигиевы сосуды

112221


рак и паук
Установите соответствие между характеристиками классов и животными – представителями этих классов, представленными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) на грудных ножках располагаются жабры
Б) обитает в водной среде
В) выделительные органы – мальпигиевы сосуды
Г) имеет одну пару антенн
Д) тело разделено на голову, грудь и брюшко
Е) трахейное дыхание

221111


РАКИ - ПАУКИ
Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих, к которому его относят: 1) ракообразные, 2) паукообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) наличие двух пар усиков
Б) регулирование численности насекомых
В) наличие четырех пар конечностей
Г) перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний
Д) внешнее пищеварение
Е) очищение водоемов от органических остатков

122221


рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и организмами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) дыхание жаберное
Б) имеет две пары антенн
В) глаза простые
Г) имеет пять пар ходильных ног
Д) как правило, имеет паутинные железы
Е) ходильные ноги не имеют клешней на конце

112122


рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и беспозвоночными животными, изображенными на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) имеет развитые антенны
Б) имеет непарный глазок
В) является переносчиком вируса энцефалита
Г) паразитирует на млекопитающих животных
Д) входит в состав зоопланктона

11221


РАКИ - ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Ракообразные, 2) Паукообразные, 3) Насекомые. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) одна пара усиков
Б) жаберное дыхание
В) выделение с помощью зелёных желёз
Г) две пары усиков
Д) дыхание с помощью лёгочных мешков и трахей
Е) разделение тела на голову, грудь и брюшко

311123


рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) организм, дыхание которого осуществляется с помощью жабр
Б) организм с полным превращением
В) организм, который дышит только легкими

624


СОБИРАЕМ:
А) питается кровью позвоночных животных
В) содержит ядовитую железу в последнем отделе тела
А) имеет три пары ходильных ног
Б) состоит из головы, груди и брюшка

рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) плетёт ловчие сети
Б) имеет в жизненном цикле стадию куколки
В) способствует распространению энцефалита
Г) тело слитное
Д) имеет паутинные бородавки
Е) имеет в жизненном цикле крылатую стадию

123312


рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) плетет ловчие сети
Б) способен к полету
В) перемещается с помощью прыгательных конечностей
Г) имеет пять пар ходильных конечностей
Д) имеет несколько простых глаз
Е) дышит жабрами

133212



Установите соответствие между характеристиками и беспозвоночными животными, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) является переносчиком возбудителя малярии
Б) является основным хозяином малярийного плазмодия
В) является возбудителем энтеробиоза
Г) относится к паукообразным
Д) переносит энцефалит
Е) является причиной педикулёза

114332


РАКИ - ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: 1) Ракообразные, 2) Паукообразные, 3) Насекомые. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) скорпион
Б) паук-крестовик
В) наездник-яйцеед
Г) камчатский краб
Д) черноморская креветка
Е) постельный клоп

223113


2. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) камчатский краб
Б) постельный клоп
В) божья коровка
Г) паук-крестовик
Д) черноморская креветка
Е) обыкновенный богомол

322132


ПАУКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паук крестовик относится к классу Паукообразные, так как у него

1) нет усиков
2) сложные фасеточные глаза
3) четыре пары ног
4) наружный хитиновый скелет
5) сердце находится на брюшной стороне тела
6) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

136


Паук
ПАУКИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?

1) замкнутая кровеносная система
2) разделение тела на голову, грудь и брюшко
3) брюшная нервная цепочка
4) четыре пары ног
5) одна пара усиков
6) дыхание с помощью легочных мешков и трахей

346


Паук
2. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания животного, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пять пар ходильных ног
2) наличие от двух до двенадцати простых глаз
3) наличие зеленой железы
4) тело состоит из головогруди и брюшка
5) наличие паутинной железы

13


Паук
3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания животного, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) четыре пары ходильных ног
2) наличие двух пар сложных глаз
3) трахейное дыхание
4) тело состоит из головогруди и брюшка
5) наличие ядовитой железы

23



4. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) осуществляет газообмен
Б) покрыта волосками и щетинками
В) имеет дыхательное отверстие
Г) выделяет азотистые продукты обмена веществ
Д) соединена с пищеварительной полостью
Е) служит для прикрепления мускулатуры

131223



5. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 3, 4, 7. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) обеспечивает циркуляцию веществ по организму
Б) служит для прикрепления мускулатуры
В) осуществляет переваривание пищи
Г) содержит гемолимфу
Д) состоит из хитина
Е) выделяет пищеварительные ферменты

734734



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными цифрами на рисунке цифрами. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам.

А) структура, содержащая проток ядовитой железы
Б) структура, воспринимающая цвет
В) паутинные железы

865


ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые

А) предварительное переваривание пищи вне организма
Б) разделение тела на головогрудь и брюшко
В) глаза простые, от двух до восьми пар
Г) наличие одной пары усиков на голове
Д) наличие трех пар конечностей на груди
Е) глаза фасеточные, сложного строения

111222


2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые
А) наличие головогруди и брюшка
Б) одна пара усиков
В) четыре пары ходильных ног
Г) глаза простые или отсутствуют
Д) дыхание только трахейное

12112


3. Установите соответствие между признаками и животными, для которых они характерны: 1) паук, 2) насекомое
А) органы дыхания - только трахеи
Б) развиты хелицеры
В) орган выделения – жировое тело
Г) три пары ходильных ног
Д) тело разделено на три отдела
Е) четыре пары ходильных ног

212221


4. Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классом, для которого они характерны: 1) паукообразные, 2) насекомые. Запишите цифпы 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело состоит из головы, груди, брюшка
Б) имеются усики
В) 3 пары ходильных ног
Г) имеются только простые глаза
Д) у большинства имеются крылья
Е) имеются лёгочные мешки и трахеи

222121


5. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих животных: 1) Насекомые, 2) Паукообразные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) не имеют антенн на передних сегментах
Б) имеют фасеточные глаза
В) тело делится на головогрудь и брюшко
Г) дыхание трахейно-лёгочное
Д) в грудном отделе находятся три пары конечностей
Е) могут иметь жизненный цикл с полным или неполным превращением

212211


6. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Паукообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – исключительно трахеи
Б) прямое развитие у большинства
В) наличие трех пар конечностей
Г) кровь не переносит газы
Д) тело состоит из головогруди и брюшка
Е) наличие одной пары усиков

212212


ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три утверждения, относящиеся к отличию паукообразных от насекомых.

1) Имеют внешний хитиновый скелет, который служит каркасом всему телу.
2) Четыре пары простых глаз.
3) Незамкнутая кровеносная система.
4) Имеются мальпигиевы сосуды.
5) Четыре пары ходильных ног.
6) Тело состоит из брюшка и головогруди.

256


ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между животным и классом к которому его относят: 1) Паукообразные, 2) Насекомые

А) пестрый скорпион
Б) рыжий лесной муравей
В) малярийный комар
Г) таежный клещ
Д) чесоточный зудень
Е) постельный клоп

122112


НАСЕКОМЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для насекомых?

1) деление тела на головогрудь и брюшко
2) деление тела на голову, грудь и брюшко
3) трахейная система дыхания
4) легочная система дыхания
5) четыре пары ходильных конечностей
6) шесть ходильных конечностей

236


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности организации способствовали широкому распространению насекомых на планете?
1) развитие вторичной полости тела
2) наличие нервной системы узлового строения
3) высокая плодовитость
4) разнообразие ротовых аппаратов
5) наличие жалящих органов
6) наличие крыльев

346


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Майский жук и капустная белянка относятся к классу Насекомые, так как у них:
1) выделение мальпигиевыми сосудами
2) на голове одна пара усиков
3) имеется зеленая железа
4) три отдела тела: голова, грудь, брюшко
5) органы дыхания – легочные мешки
6) прямое развитие

124



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для животного, изображённого на рисунке, характерны
1) дыхание при помощи лёгочных мешков
2) выделение при помощи мальпигиевых сосудов
3) грызущий тип ротового аппарата
4) развитие с неполным превращением
5) нервная система лестничного типа
6) замкнутая кровеносная система

234



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного в процессе эволюции сформировался орган, представленный на рисунке, то это животное
1) имеет простые светочувствительные глазки
2) выделяет продукты обмена с помощью мальпигиевых сосудов
3) имеет прямое эмбриональное развитие
4) имеет тело, разделённое на голову, грудь и брюшко
5) дышит атмосферным кислородом
6) питается исключительно мальками рыб

245


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите насекомых, которые во взрослом состоянии имеют грызущий ротовой аппарат.
А) капустная белянка
Б) сверчок полевой
В) рыжий таракан
Г) ягодный клоп
Д) стрекоза синяя стрелка
Е) комнатная муха

235


Установите соответствие между особенностями насекомых и их отрядами: 1) Тараканы, 2) Перепончатокрылые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ротовой аппарат грызущего типа
Б) метаморфоз не полный
В) две пары прозрачных крыльев
Г) ротовой аппарат лакающего типа
Д) метаморфоз полный
Е) большинство представителей – общественные насекомые

112222


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К отряду Двукрылые относятся
1) плавунцы
2) мухи
3) долгоносики
4) комары
5) усачи
6) оводы

246


сердце
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного сердце имеет строение, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны

1) наличие гемоглобина в эритроцитах
2) тазовые почки
3) нервная система трубчатого типа
4) незамкнутая кровеносная система
5) разветвленные трахейные трубочки
6) непрямое развитие

456



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) имеется у жуков
Б) характерен для бабочек
В) позволяет высасывать кровь
Г) характерен для вшей
Д) имеется у стрекоз
Е) характерен для комаров

321131


Таблица
Проанализируйте таблицу «Отряды насекомых». Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) пчелы, осы, муравьи
2) неполное
3) лижущий
4) жужелица садовая, майский жук
5) сосущий
6) полное
7) саранча, кузнечики, медведки

456


Таблица
Проанализируйте таблицу «Тип Членистоногие». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка:
1) две пары
2) пять пар
3) три пары
4) ноль пар
5) пучки трахей
6) легкие
7) легкие или жабры

245


ПОЛНОЕ ОТРЯДЫ
Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к отрядам насекомых с полным превращением. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Жесткокрылые
2) Полужесткокрылые
3) Двукрылые
4) Прямокрылые
5) Чешуекрылые

24


ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ОТРЯДЫ
Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) Чешуекрылые
Б) Двукрылые
В) Жесткокрылые
Г) Прямокрылые
Д) Перепончатокрылые
Е) Стрекозы

222121


ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ВИДЫ
1. Установите соответствие между насекомым и типом его постэмбрионального развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением

А) азиатская саранча
Б) майский жук
В) капустная белянка
Г) комнатная муха
Д) зеленый кузнечик
Е) медоносная пчела

122212


2. Установите соответствие между видом животного и типом его постэмбрионального развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) пустынная саранча
Б) хлебная жужелица
В) обыкновенный богомол
Г) пчела медоносная
Д) березовая пяденица

21211


3. Установите соответствие между представителем класса насекомых и типом его развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) саранча
Б) жук-олень
В) таракан
Г) кузнечик
Д) постельный клоп
Е) бабочка-капустница

121112


4. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жужелица
Б) лесной клоп
В) зеленый кузнечик
Г) майский жук
Д) бабочка-крапивница

12211


5. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жук-плавунец
Б) перелетная саранча

В) медведка
Г) божья коровка
Д) стрекоза коромысло
Е) рыжий муравей

122121


СОБИРАЕМ 6

А) жук-могильщик

Б) колорадский жук
В) клоп вредная черепашка
Г) бабочка репейница

ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ПРИЗНАКИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:

1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

146


НЕПОЛНОЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:

1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

146


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ
Установите последовательность процессов, происходящих при развитии комара-пискуна, начиная с процесса роения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) откладывание яиц
2) оплодотворение
3) окукливание
4) четыре последовательные линьки
5) выход имаго

21435


Установите соответствие между характеристиками и органами дыхания членистоногих: 1) трахеи, 2) жабры, 3) лёгочные мешки. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) встречаются только у пауков
Б) тонкие ветвистые трубочки
В) углубление в теле с листовидными пластинками
Г) пронизывают всё тело
Д) свойственны ракообразным
Е) плёнчатые выросты на конечностях

313122



Установите соответствие между характеристиками и органами выделения, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) органы выделения насекомых и паукообразных
Б) органы выделения ракообразных
В) органы выделения пиявок

362


рак и паук
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.

А) обитает в почве
Б) обладает замкнутой кровеносной системой
В) является паразитом человека
Г) дышит с помощью наружных ветвистых жабр
Д) не способен к самостоятельному движению
Е) ведёт хищный образ жизни

124243


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Взрослые насекомые, обитающие в воде, дышат с помощью жабр.
Б) Гемолимфа (кровь) муравья бесцветная, так как она не содержит гемоглобина.
В) Шёлк тутового шелкопряда – это кокон, в который откладываются яйца.

212


В исследовании ученый измерял параметры тела кузнечика по мере линек личинки. Как изменяется в процессе развития личинок:
А) суммарная площадь трахей;
Б) количество сегментов в грудном отделе;
В) доля растительной пищи в рационе?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

133


ВТОРОЕ
Исследователь изучал явление мимикрии. Он установил, что мухи-журчалки внешне похожи на пчел, но при этом не имеют жала. (А) Какую гипотезу можно выдвинуть для объяснения этого явления? (Б) В результате какого эволюционного процесса у мух и пчел возникло сходство? (В) Какое количество крыльев имеют пчелы? (Г) Какое количество крыльев имеют мухи? Для вопросов А и Б выберите цифры из списка, на вопросы В и Г ответьте числами.

1) ароморфоз
2) дегенерация
3) дивергенция
4) конвергенция
5) мухи утратили жало в процессе эволюции
6) пчелы приобрели жало для защиты от хищников
7) сходство с пчелами защищает мух от поедания хищниками
8) сходство с пчелами помогает мухам питаться нектаром цветов

7442


Найдите три ошибки в приведённом тексте «Насекомые». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Насекомые – самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных. (2) О его расцвете свидетельствуют высокая численность и широкое распространение. (3) Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела. (4) У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания: разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья. (5) Эти различия сформировались в процессе эволюции в результате конвергенции признаков. (6) Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своём развитии проходят четыре стадии. (7) Развитие, при котором насекомые проходят три стадии, называют неполным превращением.

356


Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Основные классы типа Членистоногие – Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. (2) К членистоногим относят креветок, крабов, нереид, клещей, блох, комаров и др. представителей. (3) Тело ракообразных и паукообразных расчленено на головогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. (4) У паукообразных усиков нет, у насекомых две пары усиков, а у ракообразных – одна пара. (5) Членистоногие растут в течение всей жизни. (6) У членистоногих хорошо развиты нервная система и органы чувств. (7) Тело членистоногих состоит из сегментов и покрыто плотной хитиновой кутикулой, служащей наружным скелетом.

245


Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Насекомые – раздельнополые животные. (2) Самки откладывают оплодотворенные яйца, из которых выводятся личинки. (3) У одних насекомых личинки внешне не похожи на взрослых особей, этот тип развития называют развитием с неполным превращением. (4) В развитии с неполным превращением насекомое проходит фазы: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь. (5) Разное питание личинок и взрослых особей снижает конкуренцию и способствует выживанию вида в целом. (6) К представителям отрядов насекомых с неполным превращением относят кузнечиков, сверчков, клопов, комаров. (7) К представителям отрядов насекомых с полным превращением относят бабочек, жуков, пчел, шмелей.

346



© Д.В.Поздняков, 2009-2020