Птицы и звери

Новости

Человек может отрастить ампутированные концевые фаланги вместе с ногтевой пластиной - и это наш максимум. Иглистая мышь намного круче.


Человек выходит на пробежку и легко пробегает 10-15 километров. Шимпанзе (2 км) и гориллы (1 км) смотрят на человека удивлённо - как ему это удаётся?


Секрет продления жизни в том, чтобы ее не укорачивать Насколько это скучная и нудная статья - можно понять уже по её названию.


Архив

Как не толстеть Как меньше есть? Как больше двигаться? Как есть меньше сладкого, мучного и жирного? Как плотно завтракать и легко ужинать?


Почему после гелия тонкий голос? Громкость нашему голосу придает воздух, резонирующий в гортани, глотке, ротовой и носовой полостях. Гелий резонирует не так, как воздух.


Почему люди изменяют Если какой-нибудь организм ленится размножаться, то он просто не передаёт свои неправильные гены в следующее поколение.


Зачем делают манту Внутрь кожи вводят убитых и мелко порубленных возбудителей туберкулеза. Если через 2 дня на этом участке кожи будет уплотнение, то фтизиатр нахмурится.


Почему растёт живот Упитанному человеку не страшны голод и холод, и в воде он не тонет. Но злобное мировое правительство упорно пропагандирует худобу.


Почему хочется спать Хочется спать после авиаперелёта? После еды? В душном помещении? Хочется спать в автобусе? Во время дождя? Зимой?

Птицы и звери

Птицы Млекопитающие (звери)
Кожа сухая, без желез, покрыта перьями Имеет железы, покрыта шерстью (волосяной покров)
Зубы отсутствуют, есть клоака Зубы дифференцированные, т.е. разные (резцы, клыки, коренные)
Лёгкие губчатые Альвеолярные
Эритроциты с ядрами Безъядерные
Сердце четырехкамерное (полное разделение артериальной и венозной крови)
Теплокровные (температура тела постоянная, сохраняют активность независимо от температуры окружающей среды)
Продукт азотного обмена - мочевая кислота Мочевина
Оплодотворение внутреннее (происходит внутри организма матери)
Развитие происходит внутри яйца,покрытого скорлуповой оболочкой Происходит внутри тела матери в специальном органе матке, внутри которой имеется плацента.
Нет ушной раковины, одна слуховая косточка Есть ушная раковина, три слуховые косточки
  • для прикрепления летательных мышц имеют киль
  • для облегчения тела кости полые, нет мочевого пузыря, один яичник
  • двойное дыхание: воздух через легкие проходит и во время вдоха, и во время выдоха (за счёт системы дыхательных мешков)
  • выкармливают детенышей молоком (имеются молочные железы).
  • имеется диафрагма (мышца, граница между грудной и брюшной полостью).
  • хорошее развитие головного мозга, сложное поведение.

ЗУБРОМИНИМУМ - это 85 конспектов, написанных коротко и ясно. Лучший помощник для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Кровеносные системы позвоночных, Кровеносная система млекопитающих, Дыхательные системы позвоночных, Размножение и развитие позвоночных, Класс птицы, Класс млекопитающие


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

РЫБЫ - ПТИЦЫ
Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и животными: 1) сельдь атлантическая, 2) большой пестрый дятел. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) в сердце венозная кровь
Б) в сердце четыре камеры
В) два круга кровообращения
Г) один круг кровообращения
Д) венозная кровь из сердца поступает к легким
Е) в сердце две камеры



РЫБЫ - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Установите соответствие между особенностями скелета взрослого организма и классами животных, скелеты которых изображены на рисунках. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) имеется грудная клетка
Б) у большинства представителей шейный отдел состоит из семи позвонков
В) в скелет плечевого пояса входит лопатка
Г) скелет плавников образован костными лучами
Д) в скелете черепа присутствуют жаберные дуги
Е) позвоночник разделен на туловищный и хвостовой отделы


ЗЕМНОВОДНЫЕ - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - ПТИЦЫ
Установите соответствие между ароморфозами и классами животных: 1) Птицы, 2) Земноводные, 3) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) киль
Б) трёхкамерное сердце
В) конечности рычажного типа
Г) два круга кровообращения
Д) плотные яйцевые оболочки
Е) грудная клетка


ЗЕМНОВОДНЫЕ - ПТИЦЫ
Установите соответствие между особенностями дыхательной системы и классами, для которых эти особенности характерны: 1) Земноводные, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) имеются воздушные мешки
Б) лёгкие имеют губчатое строение
В) отношение поверхности лёгких к поверхности кожи 2:3
Г) лёгкие представлены полыми мешками
Д) дыхание двойное
Е) частично кожное дыхание


Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца: 1) трехкамерное без перегородки в желудочке, 2) трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, 3) четырехкамерное
А) прыткая ящерица
Б) обыкновенный тритон
В) озерная лягушка
Г) синий кит
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан


Установите соответствие между признаками скелета и животными, для которых они характерны: 1) голубь, 2) лягушка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие киля
Б) челюсти без зубов, покрыты роговым чехлом
В) наличие цевки
Г) один шейный позвонок
Д) отсутствие грудной клетки
Е) кожное дыхание


Ящерица и лягушка
Установите соответствие между особенностями строения дыхательной системы животных и дыхательными системами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) частично кожное дыхание
Б) имеются воздушные мешки
В) лёгкие имеют губчатое строение
Г) отношение поверхности легких к поверхности кожи в основном равно 2:3
Д) лёгкие представлены полыми ячеистыми мешками
Е) двойное дыхание


ЗЕМНОВОДНЫЕ - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Установите соответствие между особенностями размножения и классами животных, для которых они характерны: 1) Земноводные, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) яйцо с большим запасом питательных веществ
Б) развитие зародыша в матке
В) наличие плаценты
Г) развитие с метаморфозом
Д) наличие личиночной стадии в развитии
Е) оплодотворение в яйцеводах


ЗЕМНОВОДНЫЕ - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Установите соответствие между ароморфозами и классами животных, у которых они впервые появились: 1) Земноводные, 2) Пресмыкающиеся, 3) Млекопитающие. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) диафрагма
Б) два круга кровообращения
В) альвеолярные лёгкие
Г) плотные яйцевые оболочки
Д) плацента
Е) рёберный тип дыхания


ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - ПТИЦЫ
1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) Птицы, 2) Пресмыкающиеся

А) теплокровность
Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды
В) сердце трехкамерное, два круга кровообращения
Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землей
Д) характерно двойное дыхание
Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются


2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен: 1) Пресмыкающиеся, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) непостоянная температура тела
Б) интенсивный обмен веществ в клетках
В) отсутствие мочевого пузыря
Г) сердце четырехкамерное
Д) неполная перегородка в желудочке сердца
Е) наличие киля


3. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и классом, для которого он характерен: 1) Пресмыкающиеся, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке
Б) в желудочке сердца артериальная и венозная кровь не смешиваются
В) интенсивный обмен веществ
Г) кости полые, заполнены воздухом
Д) наличие цевки
Е) все тело покрыто роговой чешуей


4. Установите соответствие между особенностями и классами животных, для которых они характерны: 1) Птицы, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие цевки на задней конечности
Б) отсутствие заботы о потомстве у большинства видов
В) отсутствие мочевого пузыря
Г) наличие зубов
Д) наличие копчиковой железы
Е) теплокровность


5. Установите соответствие между характерными признаками и классами позвоночных животных: 1) Птицы, 2) Рептилии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цевка
Б) зубы
В) единственный яичник
Г) двойное дыхание
Д) копчиковая железа
Е) непостоянная температура тела


ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - ПТИЦЫ СХОДСТВА
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие общие признаки птиц и рептилий позволяют учёным-систематикам предполагать, что данные группы произошли от общего предка?

1) сухая кожа без слизистых желёз
2) развитие цевки
3) наличие неполной межжелудочковой перегородки в сердце
4) развитие зародыша в яйце
5) наличие роговых чешуй и когтей
6) формирование киля


ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

1. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: 1) Пресмыкающиеся, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) полное разделение артериальной и венозной крови
Б) эмбриональное развитие в яйце у всех видов
В) наличие потовых желёз
Г) дифференцированные альвеолярные зубы
Д) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Е) наличие борозд и извилин в коре головного мозга


Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен: 1) Млекопитающие, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие эмбриона в яйце
Б) организм снабжается смешанной кровью
В) наличие желёз в эпидермисе кожи
Г) четырёхкамерное сердце
Д) дифференциация зубов


Установите соответствие между ароморфозами и классами позвоночных животных, у которых эти ароморфозы впервые появились: 1) Пресмыкающиеся, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) появление грудной клетки в скелете
Б) возникновение теплокровности
В) появление плаценты
Г) формирование ячеистых лёгких
Д) появление мёртвого рогового слоя в коже
Е) возникновение четырёхкамерного сердца


ПТИЦЫ
Из приведенного ниже текста выберите три признака, относящиxся к приспособлению птиц к полету. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
(1) Компактное туловище птиц имеет яйцеобразную обтекаемую форму. (2) Так же как и млекопитающие, птицы относятся к теплокровным животным. (3) Клоака птиц представляет собой полость, в которую открываются пищеварительный тракт, мочеточники и выводные протоки половой системы.(4) Некоторые кости имеют наполняемые воздухом полости. (5) Копчиковая железа, расположенная над корнем хвоста, выделяет маслянистый секрет, который служит для смазывания. (6) У птиц имеются воздушные мешки, обеспечивающие двойное дыхание.



Установите соответствие между характеристиками и структурами скелета птицы, обозначенными цифрами 1, 2, 5 на рисунке. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствует у нелетающих птиц
Б) образована срастанием костей запястья и пясти
В) увеличивает площадь прикрепления мышц
Г) образована срастанием костей предплюсны и плюсны
Д) служит местом прикрепления маховых перьев
Е) обеспечивает амортизацию при приземлении



Установите соответствие между названиями и структурами скелета птицы, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) цевка
Б) киль
В) кисть


Сердце птицы
Выберите три утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животных сформировалось сердце, изображенное на рисунке, то этим животным присущи
1) кожное дыхание
2) воздушные мешки
3) один шейный позвонок
4) плавательный пузырь
5) наличие киля на грудине
6) два круга кровообращения


Количество белка миоглобина в разных участках миокарда уток отличается. (А) Какова функция миоглобина в мышцах? (Б) Какая из камер сердца содержит в стенке наибольший запас миоглобина? (В) Чем можно объяснить различие в содержании этого белка в разных камерах сердца? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) вместе с актином обеспечивает сокращение мышцы
2) правый желудочек
3) является источником энергии
4) создаёт запас кислорода
5) левый желудочек
6) содержит венозную кровь
7) содержит артериальную кровь
8) сокращается с наибольшим напряжением


Количество белка миоглобина в мускулатуре разных птиц различается. (А) Какова функция миоглобина в мышцах? (Б) Какие из перечисленных птиц имеют большую концентрацию миоглобина в грудных мышцах? (В) С чем связано такое различие? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) голуби
2) вместе с актином обеспечивает сокращение мышцы
3) является источником энергии
4) пингвины
5) компенсация дефицита кислорода при нырянии
6) создаёт запас кислорода
7) активный метаболизм для выработки тепла
8) большие энергозатраты на полет


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенностями строения глазного яблока птиц, обеспечивающими его светочувствительность, являются:
1) высокая плотность фоторецепторов на сетчатке
2) отсутствие слепого пятна на сетчатке
3) способность зрачка расширяться
4) прозрачность компонентов оптической системы глаза
5) расположение глаз по бокам головы
6) хорошо развитые глазодвигательные мышцы


Птицы, особенно дневные хищники, имеют множество адаптаций, позволяющим им видеть на большом расстоянии. Объясните значение таких адаптаций, как (А) крупные глаза, расположенные спереди (во фронтальной плоскости головы), (Б) хорошо развитая ресничная мышца, (В) способность изменять расстояние между хрусталиком и сетчаткой, (Г) большая плотность расположения фоторецепторов, (Д) преобладание колбочек, (Е) способность зрачка быстро изменять диаметр. Запишите цифры 1-6 в порядке, соответствующем буквам. Каждая цифра должна быть использована один раз.
1) регулирование потока света, идущего к сетчатке
2) высокая светочувствительность
3) бинокулярное (объемное) зрение
4) двойная аккомодация
5) хорошее цветовое зрение
6) изменение кривизны хрусталика в большом диапазоне


Глаза птиц и млекопитающих имеют большое анатомическое сходство. (А) У какой группы птиц светочувствительность глаз будет выше - у представителей отряда Совообразные или отряда Соколообразные? (Б) С каким образом жизни выбранной группы птиц это связано? (В) Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у этой группы птиц? (Г) Какое зрение обеспечивает этот вид фоторецепторов? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) дневной образ жизни
2) отряд Совообразные
3) ночной образ жизни
4) колбочки
5) отряд Соколообразные
6) палочки
7) сумеречное зрение
8) цветовое зрение


Мозг птицы
Выберите три верных ответа из шести и запишите, цифры под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного характерны
1) двойное дыхание
2) наличие млечных желез
3) многочисленные кожные железы
4) четырехкамерное сердце
5) фасеточные глаза
6) теплокровность


Мозг птицы
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного характерны
1) неполная перегородка в сердце
2) теплокровность
3) насиживание кладки и забота о потомстве
4) многочисленные несросшиеся кости хвостового отдела позвоночника
5) хорошо развитые легкие с воздушными мешками
6) наличие разнообразных кожных желез


Легкие птицы
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для животных, имеющих изображенные на рисунке легкие, характерны следующие признаки:

1) перьевой покров тела
2) высокий уровень обмена веществ
3) трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке
4) кожа содержит множество желез
5) наличие диафрагмы
6) размножаются половым путем, откладывают яйца, покрытые скорлупой


Легкие птицы
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного образовались легкие, изображённые на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) откладывание яиц с плотной скорлупой
6) развитие зародыша в матке


Легкие птицы
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если у животного в процессе эволюции сформировалась дыхательная система, строение которой изображено на рисунке, то для этого животного характерны:
1) сухая кожа, практически лишённая желёз
2) четырёхкамерное сердце
3) трёхкамерное сердце
4) холоднокровность
5) кожа с многочисленными железами
6) мускульный желудок


Легкие птицы
Установите соответствие между характеристиками и органами птицы, обозначенными на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) воздухоносные пути
Б) печень
В) зоб


Легкие птицы
Установите соответствие между характеристиками и органами птицы, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) газообмен на вдохе и выдохе
Б) наличие толстой мышечной стенки и мелких камней
В) охлаждение внутренних органов в полете
Г) временное накопление воздуха, усиление аэрации легких
Д) временное накопление и размягчение пищи
Е) облегчение массы тела


Легкие
Установите соответствие между характеристиками и органами дыхания, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) структуры, функционально обеспечивающие не только процесс дыхания, но и питания
Б) структуры, несовершенство которых требует дополнительных поверхностей для газообмена
В) самая совершенная дыхательная система среди позвоночных (обеспечивает наиболее эффективный газообмен)


Легкие
Установите соответствие между характеристиками и органами дыхания, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4, запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвуют в двойном дыхании
Б) участвуют в кожно-лёгочном дыхании
В) имеют ячеистое строение, принадлежат холоднокровным
Г) пронизаны капиллярами, принадлежащими единственному кругу кровообращения
Д) лёгкие имеют структуры, в которых содержится воздух, но газообмен отсутствует
Е) являются ароморфозом, обеспечившим уверенное существование и размножение на суше


Легкие
Установите соответствие между характеристиками и видами птиц, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют хорошо развитые палочки в сетчатке
Б) относят к экологической группе «птицы болот»
В) имеют цедильный аппарат
Г) имеют мягкое оперение для бесшумного полёта
Д) являются синантропными животными
Е) имеют конкурентные отношения с зерноядными птицами


Легкие
Установите соответствие между характеристиками и видами птиц, обозначенными цифрами на рисунке выше. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться.
А) бескилевая птица
Б) питается мышевидными грызунами и крупными насекомыми
В) представитель отряда, к которому относятся синица, ворона, грач



Рассмотрите рисунок с изображением строения яйца птицы и определите, (А) какая структура обозначена на рисунке цифрой 1, (Б) особенности ее строения и (В) биологическое значение. Для буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) халазы
2) белок
3) поворачивает желток зародышевым диском вверх
4) особая защитная оболочка
5) белковые шнуры
6) запас воды
7) защищает желток от повреждений



Рассмотрите рисунок с изображением яйца птицы. Для оболочки, обозначенной цифрой 1, выберите из приведенного списка (А) название, (Б) функцию, (В) характеристику. Запишите выбранные цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) скорлуповая
2) зародышевая
3) белковая
4) источник питательных веществ
5) защита
6) хитинизированная
7) источник воды
8) известковая с порами


Легкие птицы
Установите соответствие между характеристиками птиц и типами развития птенцов, обозначенных на рисунке цифрами 1, 2. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выводковые птицы
Б) самостоятельное питание с момента вылупления
В) представители: голуби, вороны, скворцы
Г) птенцы голые незрячие
Д) гнездовые (птенцовые) птицы
Е) представители: куры, утки, гуси


Установите соответствие между костями и отделами скелета птиц: 1) осевой скелет, 2) скелет конечностей. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цевка
Б) лучевая кость
В) киль
Г) фаланга
Д) сложный крестец
Е) воронья кость


ПТИЦЫ - ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ СХОДСТВА
1. Выберите три варианта. У птиц, как и у пресмыкающихся

1) кожа сухая, лишённая желёз
2) отсутствуют зубы
3) покровы состоят из рогового вещества
4) сердце четырёхкамерное
5) артериальная кровь не смешивается с венозной
6) кишечник, мочеточники, органы размножения открываются в клоаку


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. О родстве современных птиц и большинства динозавров свидетельствует:
1) истончение костей передних конечностей
2) создание кладок яиц
3) развитие зубов в альвеолах
4) наличие длинного хвостового отдела позвоночника
5) сходство в строении таза
6) наличие роговых образований на коже


ПТИЦЫ - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
1. Установите соответствие между характеристиками и классами хордовых животных: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) имеют пряжку и цевку в скелете
Б) имеют крупные яйцеклетки с большим запасом питательных веществ
В) грудная и брюшная полости разделены диафрагмой
Г) у многих представителей кора больших полушарий имеет извилины и борозды
Д) характерно двойное дыхание
Е) шейный отдел позвоночника имеет у всех представителей семь позвонков


2. Установите соответствие между признаками и классами животных: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) внутриутробное развитие
Б) альвеолярные легкие
В) редукция зубов
Г) наличие множества сальных желез
Д) наличие воздушных мешков


3. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие потовых и сальных желёз в коже
Б) наличие плаценты
В) образование киля на грудине
Г) наличие в желудке двух отделов
Д) лёгкие альвеолярного строения
Е) двойное дыхание


4. Установите соответствие между характеристиками и классами хордовых: 1) млекопитающие, 2) птицы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в нижней конечности присутствует цевка
Б) кожа содержит множество желёз
В) встречаются в почвенной среде обитания
Г) выделяют в основном мочевую кислоту
Д) имеют дифференцированные зубы
Е) все представители имеют клоаку


Птица и кошка
Установите соответствие между характеристиками и представителями классов. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дифференцированные зубы
Б) двойное дыхание
В) наличие вибрисс
Г) киль на грудине
Д) воздухоносные полости в трубчатых костях
Е) желудок из двух отделов


МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У плацентарных млекопитающих

1) имеются дифференцированные зубы
2) развитие идёт с полным превращением
3) имеется клоака
4) зародыш развивается в матке
5) отсутствует забота о потомстве
6) развиты сальные железы


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?
1) теплокровность
2) непрямое развитие
3) незамкнутая кровеносная система
4) трехкамерное сердце
5) наличие диафрагмы
6) наличие производных кожи – сальных желез


Известно, что класс Млекопитающие имеет характерные признаки. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к характеристике этого класса. (1) Внутренние органы у млекопитающих располагаются в полостях тела, которые отделены друг от друга диафрагмой на две: грудную и брюшную. (2) В грудной полостирасположены лёгкие, сердце, в брюшной - желудок, кишечник и другие органы. (3) Лёгкие млекопитающих называют губчатыми телами. (4) В ротовой полости дифференцированные зубы механически дробят пищу, а затем она подвергается химической обработке ферментами пищеварительных соков. (5) Процесс фильтрации крови от конечных продуктов метаболизма осуществляют туловищные почки. (6) Кожа млекопитающих сухая без желез.


Установите соответствие между характеристиками и типами волос млекопитающих: 1) остевые, 2) пуховые (подшерсток), 3) вибриссы. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) орган осязания
Б) луковицы снабжены большим числом нервных окончаний
В) короткие, извитые, густо расположены
Г) обеспечивают сохранение тепла
Д) предохраняют шерсть от загрязнения


Для истинных наземных позвоночных (амниот) характерен прямой тип постэмбрионального развития. (А) Как обеспечивается питание эмбриона у живородящих позвоночных животных? (Б) Как обеспечивается питание эмбриона у яйцекладущих позвоночных животных? (В) В условиях какого климата у некоторых пресмыкающихся развился промежуточный вариант размножения – яйцеживорождение? (Г) Какое преимущество дает яйцеживорождение этим рептилиям? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) большее количество детенышей
2) засушливый климат
3) питание за счет амниотической жидкости
4) снижение риска гибели зародыша от пересыхания
5) питание за счёт больших запасов желтка
6) холодный климат
7) питание через плаценту
8) снижение риска гибели зародыша от переохлаждения


У крупных хищных и травоядных млекопитающих имеются отличия в расположении глаз. (А) Как расположены глаза у крупных хищных млекопитающих? (Б) Какой тип зрения обеспечивает такое расположение глаз у хищников? (В) Какие преимущества дает такой тип зрения? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) цветное зрение
2) бинокулярное зрение
3) во фронтальной плоскости головы
4) обеспечивает широкий угол обзора
5) обеспечивает возможность видеть жертву с покровительственной окраской
6) по бокам головы
7) боковое зрение
8) позволяет точно определить расстояние до жертвы


У крупных хищных и травоядных млекопитающих имеются отличия в расположении глаз. (А) Как расположены глаза у травоядных млекопитающих? (Б) Какую особенность поля зрения обеспечивает такое расположение глаз? (В) Какое преимущество дает такое расположение глаз у травоядных? Запишите три цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) в верхней плоскости головы
2) возможность видеть приближение хищника с разных сторон
3) во фронтальной плоскости головы
4) пересечение полей зрения правого и левого глаза
5) высокая острота зрения
6) по бокам головы
7) широкий угол обзора
8) точное определение расстояния до хищника


Мозг млекопитающего
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке


Мозг млекопитающего
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) трёхкамерное сердце
2) внутреннее оплодотворение
3) кожные покровы тонкие, сухие, практически лишенные желез
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) диафрагма


Мозг млекопитающего
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи
1) четырёхкамерное сердце
2) наличие диафрагмы
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) губчатые лёгкие
6) наличие личиночной стадии


Мозг млекопитающего
Установите соответствие между характеристиками и классами позвоночных животных, имеющими головной мозг, обозначенный на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) полые кости
Б) альвеолярные легкие
В) в эволюции возникли последними
Г) трехкамерное сердце
Д) холоднокровность
Е) только левый яичник


Легкие
Выберите три верных ответа из шести. Если в процессе эволюции у животного сформировалась дыхательная система, изображенная на рисунке, то для этого животного характерны:
1) сухие кожные покровы без желез
2) наличие шерстного покрова
3) наличие пряжки и цевки в скелете конечностей
4) высокий обмен веществ и теплокровность
5) эмбриональное развитие в матке
6) отсутствие коры больших полушарий у большинства представителей


Легкие
Установите соответствие между характеристиками классов животных и органами, обозначенными на рисунках цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) теплокровность
Б) амниотическая оболочка
В) один круг кровообращения на протяжении всей жизни
Г) кожно-лёгочное дыхание
Д) наличие у многих представителей плавательного пузыря
Е) обитание взрослых особей и личинок в разных средах жизни



Установите соответствие между характеристиками и позвоночными, кровеносные системы которых, обозначены на рисунке выше цифрами 1, 2, 3. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) теплокровные животные
Б) первые истинно наземные позвоночные
В) не имеют рычажных конечностей
Г) первичноводные организмы
Д) отсутствуют слуховые косточки
Е) имеют ячеистые легкие


Легкие
Установите соответствие между характеристиками и пищеварительными трактами различных млекопитающих, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) специализирован на переваривании растительной пищи
Б) относительно большая длина кишечника
В) пищеварительный тракт плотоядного животного
Г) относительно малые размеры слепой кишки
Д) содержит много целлюлозолитических бактерий
Е) обеспечивает длительное переваривание трудноусвояемой пищи


Растительноядные млекопитающие имеют большое количество адаптаций, обусловленных употреблением пищи с высоким содержанием неперевариваемой клетчатки. Объясните значение таких адаптаций, как (А) хорошее развитие резцов, (Б) крупные коренные зубы, (В) многокамерный желудок, (Г) длинный кишечник, (Д) хороша развитая слепая кишка, (Е) большое количество симбиотических кишечных бактерий. Запишите цифры 1-6 в порядке, соответствующем буквам. Каждая цифра должна быть использована один раз.
1) механическая обработка и сбраживание пищи
2) место развития кишечной микрофлоры
3) откусывание частей растений
4) увеличение времени всасывания компонентов пищи
5) перетирание растительной пищи
6) расщепление целлюлозы ферментами



На рисунках 1 и 2 изображено строение пищеварительной системы у собаки и коровы. (А) На каком рисунке изображена пищеварительная система коровы? (Б) Как отличается относительная длина кишечника у этих видов млекопитающих? (В) Какое функциональное значение имеет эта особенность строения кишечника коровы? (Г) Как связано строение кишечника коровы с характером ее питания? Для буквы А укажите цифру, для букв Б-Г выберите номер из списка. Цифры в ответе могут повторяться.
1) растительную пищу труднее переварить, чем мясную
2) у коровы относительная длина кишечника больше, чем у собаки
3) растительную пищу проще переварить, чем мясную
4) не требуется выделения большого количества пищеварительных ферментов
5) обеспечивается более длительное переваривание пищи
6) у собаки относительная длина кишечника больше, чем у коровы
7) уменьшается площадь поверхности всасывания аминокислот
8) растительная пища содержит мало белка



На рисунках 1 и 2 изображено строение пищеварительной системы у собаки и коалы. (А) На каком рисунке изображен кишечник коалы? (Б) Какую особенность строения имеет толстая кишка коалы по сравнению с собакой? (В) Какое функциональное значение имеет эта особенность толстой кишки? (Г) Как связано строение толстой кишки коалы с характером ее питания? Для буквы А укажите цифру, для букв Б-Г выберите номер из списка. Цифры в ответе могут повторяться.
1) место размещения симбиотических бактерий
2) растительная пища имеет низкое содержание белков
3) увеличенная слепая кишка
4) большая длина двенадцатиперстной кишки
5) растительная пища содержит много трудно перевариваемой клетчатки
6) увеличивается площадь всасывания питательных веществ в микроворсинки
7) растительная пища содержит много легко усваиваемых углеводов
8) не развита слепая кишка


Кожа
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображенные на рисунке, то для этого животного характерны:
1) трехкамерное сердце
2) альвеолярные легкие
3) семь шейных позвонков
4) отсутствие грудной клетки
5) кора мозжечка и больших полушарий с извилинами и бороздами
6) развитие с метаморфозом



Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) образует локтевой сустав
Б) сочленяются с грудиной
В) образует сустав с бедренной костью
Г) имеет плоское строение
Д) относится к поясу конечностей
Е) образуют грудную клетку



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У организма, имеющего скелет, показанный на рисунке:
1) безъядерные эритроциты
2) двухкамерное сердце
3) редуцирован тазовый пояс
4) передние конечности - плавники
5) жаберное дыхание
6) наружное оплодотворение


Кожа
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животных сформировался череп, изображенный на рисунке, то этим животным присущи
1) короткий кишечник
2) мелкие резцы
3) питание животной пищей
4) развитая слепая кишка
5) цевка
6) клоака


Белый медведь имеет большое количество адаптаций, обусловленных его обитанием в суровых условиях Арктики. Объясните значение таких адаптаций, как (А) длинные, острые, изогнутые когти, (Б) сальная смазка шерсти, (В) чёрная кожа, (Г) толстый жировой слой, (Д) покрытые шерстью ступни, (Е) маленькие уши. Запишите цифры 1-6 в порядке, соответствующем буквам. Каждая цифра должна быть использована один раз.
1) защита от холода
2) поглощение тепла
3) помощь при охоте
4) препятствие намоканию шерсти
5) облегчение плавания
6) уменьшение скольжения


Белый медведь имеет большое количество адаптаций, обусловленных его обитанием в суровых условиях Арктики. Объясните значение таких адаптаций, как (А) передние конечности с перепонками, (Б) длинные когти, (В) объёмный желудок, (Г) длинные морда и шея, (Д) третье веко, (Е) замыкающиеся ноздри. Запишите цифры 1-6 в порядке, соответствующем буквам. Каждая цифра должна быть использована один раз.
1) согревание вдыхаемого воздуха
2) поедание большого количества пищи
3) нахождение под водой при нырянии
4) защита от яркого солнца
5) перемещение в воде
6) перемещение по льду


Для истинных наземных позвоночных (амниот) характерен прямой тип постэмбрионального развития. (А) Чем различается питание эмбриона у живородящих и яйцекладущих позвоночных животных? (Б) В чём заключается преимущество живорождения перед яйцерождением? (В) В условиях какого климата у некоторых пресмыкающихся развился промежуточный вариант размножения - яйцеживорождение? (Г) Какое преимущество дает яйцеживорождение в условиях такого климата? Запишите четыре цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) у живородящих питание молоком матери, у яйцекладущих - взрослой пищей после вылупления
2) при живорождении формируется большее число эмбрионов (высокая плодовитость)
3) у живородящих питание через плаценту, у яйцекладущих - за счет запасов желтка в яйце
4) холодный климат
5) при живорождении эмбрион лучше защищён от факторов среды
6) при яйцеживорождении яйца задерживаются в теле матери, развиваясь в более теплой среде
7) сухой климат
8) при яйцеживорождении яйца задерживаются в теле матери, развиваясь в более влажной среде


ХИЩНЫЕ - ГРЫЗУНЫ
Установите соответствие между характеристиками и группами млекопитающих: 1) хищные, 2) грызуны. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) имеют хорошо развитые, постоянно растущие резцы
Б) имеют крупные клыки
В) обладают высокой плодовитостью, быстрым ростом и ранним половым созреванием
Г) имеют короткий относительно длины тела кишечник
Д) многие представители – синантропные вредители


МЛЕКОПИТАЮЩИЕ - ПОЗВОНОЧНЫЕ
Установите соответствие между систематическими признаками и таксонами животных: 1) класс Млекопитающие, 2) подтип Черепные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) при формировании скелета закладываются позвонки
Б) сердце расположено на брюшной стороне
В) зубы расположены в лунках (альвеолах) челюстей
Г) сердце четырехкамерное, артериальная кровь и венозная кровь не смешиваются
Д) нервная трубка в процессе развития преобразуется в спинной и головной мозг
Е) хорошо развита забота о потомстве


ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА
1. Установите соответствие между позвоночным животными особенностью температуры его тела: 1) постоянная, 2) непостоянная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) домовой воробей
Б) прыткая ящерица
В) обыкновенный дельфин
Г) нильский крокодил
Д) обыкновенный тритон
Е) обыкновенный крот


2. Установите соответствие между животными и особенностью температуры их тела: 1) постоянная, 2) непостоянная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) водоплавающие птицы
Б) кистепёрые рыбы
В) китообразные
Г) бесхвостые амфибии
Д) чешуйчатые рептилии
Е) человекообразные обезьяны


3. Установите соответствие между животными и физиологическими характеристиками: 1) теплокровные, 2) холоднокровные. Запишите цифры 1 и 2 в последовательности, соответствующей буквам.
А) крокодил
Б) лягушка
В) тритон
Г) пингвин
Д) латимерия
Е) кит


4. Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: 1) теплокровность, 2) холоднокровность
А) речной окунь
Б) озёрная лягушка
В) дельфин-белобочка
Г) обыкновенный хомяк
Д) городская ласточка
Е) болотная черепаха


Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: 1) не зависит от условий среды, 2) зависит от условий среды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) травяная лягушка
Б) полевая мышь
В) деревенская ласточка
Г) обыкновенная лисица
Д) прыткая ящерица
Е) обыкновенная щука


Установите соответствие между признаками и экологическими группами позвоночных: 1) пойкилотермные (холоднокровные), 2) гомойотермные (теплокровные). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кровь в сердце венозная
Б) полное разделение в сердце артериальной и венозной крови
В) двойное дыхание
Г) альвеолярные легкие
Д) кровь в сердце смешанная
Е) наличие системы объемных воздушных мешков


СОБИРАЕМ
Г) шёрстный или перьевой покров тела
Д) обильное выделение слизи кожей, необходимой для дыхания
Е) высокий постоянный уровень основного обмена

Укажите признаки, которые обеспечивают теплокровность птиц. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к питанию разной пищей
2) двойное дыхание
3) замкнутая кровеносная система
4) наличие киля
5) наличие перьевого покрова
6) разделение артериальной и венозной крови


Выберите три признака, характерные для птиц, которые позволили им иметь более высокий уровень обмена веществ:
1) кожа, лишенная желез
2) полые легкие кости
3) развитый мозжечок
4) снабжение тела артериальной кровью
5) двойное дыхание
6) большая скорость переваривания пищи


В эксперименте исследователь определял важнейшие физиологические параметры у волка обыкновенного при понижении температуры окружающей среды с 10 до -10 градусов Цельсия. Как при этом изменились у млекопитающего:
А) диаметр артериол кожи,
Б) уровень обмена веществ,
В) глубина дыхания в покое?


Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) В дыхательной системе вороны в отличие от летучей мыши имеются воздушные мешки.
Б) Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
В) Амниотические яйца впервые сформировались у птиц.


Найдите три ошибки в тексте «Млекопитающие». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) У млекопитающих диафрагма отделяет грудную полость от брюшной. (2) В грудной полости расположены лёгкие, сердце и печень, а в брюшной полости – желудок, кишечник, поджелудочная железа. (3) Лёгкие млекопитающих парные и имеют ячеистое строение. (4) Переваривание пищи в желудке происходит под действием ферментов панкреатического сока. (5) Основная часть питательных веществ всасывается в кровь и лимфу через ворсинки тонкого кишечника. (6) Питательные вещества поступают в клетки, где происходят метаболические процессы. (7) Для млекопитающих характерен высокий уровень обмена веществ.


Найдите три ошибки в тексте «Млекопитающие». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1) Млекопитающие - высокоорганизованные животные типа Хордовые, подтипа Позвоночные (Черепные). (2) В процессе эволюции у них произошли существенные изменения, которые обеспечили животным интенсивный обмен веществ, постоянную температуру тела. (3) Энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности млекопитающих, образуется в процессе переваривания пищи. (4) Сердце млекопитающих четырехкамерное, артериальная и венозная кровь полностью разделены. (5) У всех млекопитающих отсутствует клоака, пищеварительная система заканчивается анальными отверстием. (6) Кора головного мозга у млекопитающих покрывает большие полушария, у большинства образует борозды и извилины. (7) Поведение сложное, обеспечивается нервной системы стволового типа.


Прочитайте текст. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Длина тела животных составляет 18-26,5 см, а масса 170-319 г. (2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть. (3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самки выкармливают его молоком. (4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5-2 метра. (5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу - до типичных степей. (6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.


Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, - крупное полуводное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в цифры, под которыми они указаны. (1) Масса самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 1,65 м. (2) Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой, где он проводит большую часть времени. (3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенком и достигает толщины 4см. (4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений. (5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%. (6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца.


Прочитайте текст. Известно, что лось – это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра. (2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам. (3) Обитает в зоне таёжных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки. (4) В Западной Европе истреблён в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей. (5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые. (6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом – травами.


Прочитайте текст. Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три предложения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра. (2) Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину и 3,3 метра в высоту. (3) Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями. (4) Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рожает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длинной, который хватается за шерсть матери, заползает в сумку. (5) В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота. (6) Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.


Прочитайте текст. Известно, что утконос – млекопитающее из отряда однопроходных, отлично приспособленное к полуводному образу жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Масса утконоса составляет 2 кг, а длина его тела около 40 см. (2) Самцы примерно на треть крупнее самок. (3) Тело утконоса покрыто шерстью. Лицевой отдел головы вытянут в плоский кожистый клюв длиной 65 мм и шириной 50 мм. Конечности пятипалые с плавательной перепонкой. (4) У ехидны и утконоса есть клоака, в которую открываются кишечник, мочеточники и половые пути, что позволяет их отнести к однопроходным. (5) После спаривания самка утконоса роет выводковую нору, которая заканчивается гнездовой камерой, а вход в нее она закупоривает изнутри несколькими земляными пробками по 15-20 см толщиной для защиты от хищников. (6) Самка утконоса обычно откладывает 2 яйца. Выводковой сумки у нее нет. Вылупившихся детенышей она вскармливает молоком.


Известно бобры – самые крупные воо, чтдные грызуны. Выберите из приведенного текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков этого животного. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Длина тела бобра около метра, масса 20-30 кг. (2) Бобры имеют мощные резцы и могут перегрызать стволы деревьев диаметром до 60 см и более. (3) У животных имеются особые железы, выделяющее жировое вещество с запахом мускуса – «бобровую струю». (4) Бобры отлично ныряют и плавают, могут оставаться под водой до пяти минут, под водой передвигаются при помощи задних лап, снабженных перепонками. (5) Бобры очень чистоплотные животные: прежде чем отправиться за пищей, они выходят на берег, садятся на задние лапы, опираясь на хвост, тщательно рассчесывают шерсть на боках, брюхе и голове. (6) Детеныши у бобров рождаются зрячими и с прорезавшимися резцами. (7) Самка бобра выкармливает детенышей молоком до 3 месяцев, но уже в 3-4 недели они могут есть листья и стебли трав. (8) Во время весеннего половодья двулетние особи отделяются от родителей и создают новую семью.


Известно, что иволга – некрупная красивая, но пугливая и дикая птица. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков этого животного. (1) Живет в лиственных и смешанных лесах, в старых светлых рощах на высоких березах, ивах, ольхе, дубе. (2) Длина тела 24-25 см, размах крыльев 45 см, масса 60-100 г. (3) Окраска оперения яркая – желтая или зеленоватая с черными или буроватыми крыльями, темным хвостом и темными пятнами на голове. (4) Иволга в больших количествах уничтожает вредных для леса волосатых гусениц. (5) При обустройстве гнезда всегда четко распределены обязанности: самец собирает материал, а самка укладывает его на место. (6) Старается ускользнуть от взора человека, по отношению к сородичам неуживчивая и драчливая птица, постоянно с ними ссорится.


Известно, что полевка – плацентарное, травоядное млекопитающее. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков полевки. (1) Полевка широко распространена в наземных экосистемах. (2) Для нее характерно наличие диафрагмы, альвеолярного легкого, хорошо развитых резцов. (3) Детеныши развиваются в матке, где развивается детское место. (4) Полевку относят к консументам первого порядка. (5) Полевки служат пищей для многих животных в различных экосистемах. (6) Полевки очень плодовитые животные.



© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Самое читаемое